Саарын: 25 лет творчества

25 сентября в Государственном театре оперы и балета им. Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона состоятся концерты, посвященные 25-летию творческой деятельности заслуженного артиста Республики Саха (Якутия) Александра Дьячковского – Саарына.
Многие годы талантливый артист выступал как эстрадный исполнитель, завоевав популярность в народе, становился лауреатом музыкальной премии «Этигэн хомус».

В 2012 году Александр открыл новую грань своего таланта, дебютировав в Театре Олонхо. В списке сыгранных ролей – Алгысчыт, старший сын Эллэя Намыл5а Суурук   в постановке «Эрэйдээх буруйдаах Эллэй Боотур» (реж. А.С.Борисов), Дьур Боотур в Олонхо «Кун Эрили» (автор О.Степанова), Үрүҥ Уолантаай в «Дьырыбына Дьырылыатта» по мотивам олонхо П.П.Ядрихинского, Халлаан Дьөһуөл Бухатыыр  в «Бэриэт Бэргэн» (Н.И.Степанов), Баай Харахаан оҕонньор в «Таптал Талыыта».
Как один из лучших исполнителей традиционного  пения – тойук  – сыграл главного героя в премьерном  спектакле «Пионовая беседка» Луу Мэндэй в Пекине (Китай).

 

 

Вашему вниманию – интервью Саарына журналу «Журфикс»

Саарын означает «старинная песнь предков»

Большинству из нас он известен, прежде всего, как певец. И только потом – артист театра Олонхо, культуролог, пропагандист якутской культуры. В нашем сегодняшнем интервью заслуженный артист РС (Я) Александр Дьячковский-Саарын предстанет именно в этих, не менее важных своих  амплуа, а также поделится самыми сокровенными мыслями и мечтами.

– Саарын, тебе присущи элегантность и особый шик, откуда это в тебе?

– Может быть, оттого, что я вырос в культурной интеллигентной среде. Мой дедушка, Егор Афанасьевич Дьячковский – один из первых в Якутии интеллигентов, занимал должность экономиста Намского района. Мама всю жизнь проработала директором Басхыцского клуба Чурапчинского района, отец был талантливым художником-декоратором, мастером по ледовым скульптурам.

Думаю, также на меня повлияло и мое детское увлечение модой и стилем. Я мог часами разглядывать одежду своих кумиров детства, подмечать детали их модных образов, наблюдать за манерой держаться.

– Почему ты «Саарын»? Что означает это имя?

– Этим псевдонимом меня нарекла наша многоуважаемая Августина Филиппова, когда мы примеряли созданный ею для меня сценический костюм. «Быть бы тебе Саарыном» – сказала она, и я задумался… Незадолго до этого я ездил на певческий конкурс в Башкортостан, где очень постеснялся того, что все участники, кроме меня, носили национальные имена. Так и появился Саарын.

Возможно, этот псевдоним определил мою дальнейшую жизнь. В Якутии принято думать, что «Саарын» произошло от русского «царь», приписывают имени значение «самый успешный человек» и т.д. Но, будучи на гастролях в Турции, я узнал что «Саарын» с древнетюркского означает вовсе не это, а мелодию, старинную песнь предков. Символично, не так ли?

– В 2006 г. ты получил диплом культуролога Факультета якутской филологии и культуры (ныне ИЯКН СВФУ). Ты учился в университете, чтобы стать еще большим профессионалом в карьере певца-фольклориста?

– На культуролога я поступал дважды. В первый раз – в 1994 г., после того, как увидел в газете заметку про национальное самосознание народа саха и про только что открывшуюся кафедру национальной культуры, под руководством заслуженного артиста РС (Я), актера театра и кино, известного пропагандиста якутской культуры, ученого-шаманиста Афанасия Федорова. Я так вдохновился идеями этого человека, что решил непременно поступить на его отделение. Однако меня ждало разочарование – осенью я узнал, что Афанасий Семенович ушел в Колледж культуры.

– И ты бросил учебу?

– Уже на первом курсе я понял, что нахожусь не на своем месте. Я хотел учиться практически, но преподаватели требовали другого – участия в научных семинарах, докладов, проработок. На меня же эта рутина действовала, как снотворное, и я буквально спал на лекциях, скучал по более творческой, живой и динамичной атмосфере.

В итоге я решил перевестись в Колледж культуры. Причем, планировал сразу перейти на второй курс, но экзаменаторы настояли на том, чтобы я учился заново. Оказалось, это произошло по «вине» моего куратора Марии Гаврильевны Боппойоновой, которая, как потом призналась сама, увидев мое выступление, так захотела взять меня под свое крыло, что сказала: этому парню для перехода на второй курс не хватает знаний по режиссуре (смеется).

В 1998 г. я окончил родной Колледж и, надо сказать, стал большим профессионалом своего дела. До сих пор благодарен директору тех лет Аграфене Дмитриевне Макаровой, которая все годы моей учебы всячески поддерживала мое творчество. Не перестаю благодарить и Афанасия Федорова, к которому я все-таки попал на учебу – тот багаж знаний по якутскому фольклору, который он мне передал, воистину бесценен.

На культуролога второй раз я поступил в начале 2000-х – на этот раз уже по настоянию еще одного своего наставника заслуженного артиста РСФСР, заслуженного артиста ЯАССР, народного артиста РС(Я) Юрия Платонова, который руководил при ФЯФиК своей знаменитой творческой мастерской.

– Как получилось, что ты стал артистом Театра Олонхо?

– 16 лет я проработал в Театре эстрады. Начинал свою певческую карьеру с кантри-фолк группы «Иэхэй-Чуохай» Владимира Татаринова. Отточил под его руководством манеру исполнения тойук, игру на хомусе. Объездил с гастролями множество городов и стран. Я очень благодарен своему учителю Владимиру Семеновичу за становление, как певца и артиста, раскрытие своей творческой натуры.

В 2011 г. у меня закончился контракт с Театром эстрады, и я стал думать, куда двигаться дальше. Вспомнил, что какое-то время играл в спектаклях Театра Олонхо. Как раз в это время его заместитель директора Мария Васильевна Турантаева (ныне директор театра. – Прим. ред.) посоветовала присоединиться к их коллективу. Я встретился с директором Виталием Гаврильевичем Власовым и в тот же день получил новую роль в выездном спектакле «Пионовая беседка». Так, с корабля на бал, я и попал в Театр Олонхо. 

– Трудно было переквалифицироваться из певца в актеры?

– Особенность Театра Олонхо в том, что у нас не просто показывают якутские спектакли, а показывают спектакли на языке Олонхо. Мы разговариваем языком тойука, используем древние исконные якутские слова.

Мне в этом смысле было легче приспособиться. Во-первых, я всегда испытывал огромный интерес к фольклору. Во-вторых, как оказалось, я не забыл тойук, несмотря на долгие годы работы в эстраде. Значит, всегда имел эту жилу.

– И талант…

– Генетическую предрасположенность, как объяснил мне Андрей Саввич Борисов. Действительно, мой прадед – Тон Суорун Бурнашев, родом из Табаги Мегино-Кангаласского улуса – был в свое время известным олонхосутом Заречья.

– Да, Олонхо – это даже не искусство, а дар свыше. Олонхосуты, на мой взгляд – избранные люди, которым подсказывают божества Айыы.

– Именно так! Этиттэрэн санараллар. Как бы правильно объяснить это по-русски?.. Настоящие олонхосутам слова Олонхо будто нашептывает сама природа, Бог.

– А ты себя относишь к таким людям? 

– Нет, но кылыhах, тойук приходят ко мне образами.

– Ты постоянно пропагандируешь родную культуру. Начиная от репертуара, заканчивая сценическими костюмами – во все вносишь национальный колорит. Какие дальнейшие планы в этом направлении?

– Мечтаю выучить полностью хоть одно Олонхо, но пока не получается это сделать. Когда-нибудь я достигну этой цели.

– Олонхо кажется недосягаемым для простого человека…

–  Не соглашусь. Люди понимают. Причем, не только взрослые, но даже дети понимают. Мы доносим до людей Олонхо посредством выразительных образов, мимики, юмора, трагедии… Зрители плачут и смеются на наших спектаклях, переживают весь спектр эмоций. Видел своими глазами.

– Скажи, а что дает человеку Олонхо? Какова его миссия?

– Миссия, самая что ни есть, великая. Мы будем живы, как народ, покуда будем хранить Олонхо. Наш национальный характер, народное самосознание, все традиции, культура – все это бережно хранимо в Олонхо.

– Давай поговорим о тебе, как певце и артисте. Признайся, у тебя была звездная болезнь?

– Нет, я стал известным в не юном возрасте – в 26-27 лет, когда уже имел свой стержень и сформировавшийся характер. Но, конечно, первые мои успехи были очень волнительными для меня. Первый автограф, первая песня, первый концерт…

– Занимаешься ли ты саморазвитием?

– Мое саморазвитие, конечно, медленное (смеется). По натуре я все-таки консервативный человек, не так быстро принимаю различные нововведения. Лень – главный мой враг. Так что я предпочитаю развиваться естественным путем. Лучший учитель – наша жизнь.

– Скажи, а правда, что когда артист перестает волноваться перед выступлением, на нем можно ставить крест?

– Это слишком громкие слова. Конечно, я и по сей день волнуюсь перед выходом на сцену, но автомат все же имеет место. Быть артистом – тоже работа!

– Ох, а сколько энергии уходит во время ваших выступлений…

– На самом деле, как будто рождаешься заново – в особенности, во время сольного концерта. Сначала ждешь, пока сошьются костюмы, затем – пока раскупятся билеты, придет на концерт народ… По-якутски этот процесс называется талыы. А потом ты выдыхаешь… И это ощущение дуоhуйуу нельзя передать словами!

– Каким должен быть настоящий артист?

– У меня не такой большой актерский опыт. Имею ли я право отвечать на это вопрос?.. Боюсь, что нет.

– И все же, попробуй высказать свое мнение.

– В настоящем артисте, наверное, все должно быть прекрасно. Надо, чтоб его любили люди, зрители и, в то же время, он должен очень беречь свой талант, относиться к нему с благодарностью, трепетом. То есть, он должен иметь голову на плечах и ценить свой дар, не растаптывать и не разбрасываться им, куда ни попадя.

– Да, поговорим об идеалах. Есть ли у тебя образец, кумир, на которого ты стремишься походить?

– В творчестве у меня практически не было никаких идеалов. Разве что какое-то время пытался стать более, так сказать, эстрадным певцом. Но не получилось (смеется), все же у меня достаточно индивидуальный голос, к которому трудно подобрать мелодию или песню.

Что же касается актерского мастерства, то здесь мой идеал – якутская актриса и певица, народная артистка России и Республики Саха (Якутия) Степанида Борисова. Она уже Легенда!

Какие-то ориентиры у меня всегда имеются в стиле одежды. Понравившиеся «фишки» видоизменяю под себя и применяю в своих сценических костюмах, обсуждаю с модельерами, как правильно их подать.

– А чем бы ты занимался, если бы не сцена?

– Я живу и всегда буду жить только сценой и даже никогда не представлял себя в другой роли. Ну, может, был бы гримером, визажистом – но это было бы вынужденным шагом, никак не от души.

– Да, тебя трудно повторить. Опиши себя, пожалуйста, в нескольких словах.

– Как-то это нескромно… Не буду же я себя называть мудрым (смеется)…

Я более или менее индивидуальный человек. Второе яркое качество – юморной. Мне нравится юмор, люблю шутить.

– Как тебя воспитывали родители?

– Я вырос в большой любви. Больше мне нечего сказать.

– Ты уже столько лет на эстраде. Не появилась потребность учить, передавать опыт?

– Потребность есть, но хочу передавать свой опыт лишь тем, кому это действительно необходимо. Например, я в молодости буквально бегал за людьми, которых хотел бы видеть своими наставниками, просил обучить меня своим приемам, техникам.

– Думаю, у тебя уже есть своя методика?

– У меня, как у каждого артиста, есть свой наработанный опыт. Что же касается методики, то если покопаюсь в своей памяти, то точно найду основные составляющие своего становления, как певца. Всему свое время.

– Твои пожелания нашим читателям?

– Пользуясь случаем, хочу передать  свою безмерную благодарность своим зрителям. Вы очень важны для меня, и я всегда буду стараться не подвести ваше доверие и любовь. Спасибо, что вы есть у меня!

Какие у меня пожелания? Пусть прозвучит банально, но я пожелаю всем только одного, но самого главного – здоровья. Казалось бы, простое слово, но в нем столько силы, столько жизни, столько надежды! Успехов и удачи!

Журналист: Анна ПОЛЯТИНСКАЯ.

Фото из личного архива героя.

 

Искусство

Оценка статьи

Интересное