Якутский «Нуучча» может претендовать на «Оскар»

Российский оскаровский комитет опубликовал лонг-лист фильмов, из которых выберут
претендента из России на кинопремию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на
иностранном языке».

Всего в список вошли 122 фильма, среди них картина Владимира Мункуева «Нуучча». Из
большого списка фильмов комитет выберет только одну картину.
В лонг-лист также попали «1941. Крылья над Берлином» Константина Буслова, «Мой папа
— вождь» Егора Кончаловского, «Декабрь» Клима Шипенко, «Дикая» и «Непослушник»
Владимира Котта, «Первый Оскар» Сергея Мокрицкого и другие.
Напомним, что фильм «Нуучча» выйдет в прокат 13 октября.
Источник: @yakutia_kp
Фото: из открытых Интернет-источников.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Владимиром Мункуевым для журнала
«Журфикс» (в том числе после его режиссерского дебюта) и телеканалу «КИНОТВ».

2021 год
Об улицах Якутска

Владимир Мункуев,
режиссер кино (его кинокартина «Нучча» в 2021 г. получила Гран-при международного
кинофестиваля в Карловых Варах, приз за лучшую режиссуру на кинофестивале
«Кинотавр»):
– Улица Кузьмина – это улица моего детства. Жили мы в обычном двухэтажном бараке,
которыми она была практически вся тогда застроена. Рядом находился ДК Гагарина, в
библиотеку которой я ходил. Если подумать сейчас, то эта была самая грязная,
необустроенная улица. Но нам тогда так не казалось. Мы жили на этой улице, дружили
дворами, знали практически всех соседей, бегали по крышам деревянных кладовок.
Моего лучшего друга детства звали Тёма. Жил он в соседнем подъезде. Над нами всегда
пролетали самолеты. Тёма был невероятным фанатом самолетов, и мы бегали в аэропорт,
благо он был рядом, и смотрели, как эти махины взлетают и приземляются. Заветной
мечтой друга было полететь куда-нибудь и, конечно, он заразил этой идеей и меня. И вот
однажды (мне было лет 6, наверно) моя мама торжественно объявила, что мы едем в
Пятигорск, по путевке. Я страшно обрадовался, что полечу на самолете, и гордо сообщил
эту новость Тёме. Ему не понравилось, что полечу я, а не он, и мы как-то по-детски
поссорились. Наступил день Х. Мы с мамой поехали в аэропорт, прошли в самолет.
Взлетели, и тут я осознал, что самолет без окон, без иллюминаторов. Оказалось, это был
грузовой самолет. От досады и разочарования я начал плакать – что лечу в консервной
банке, ничего не вижу. Рядом сидящему мужику, наверно, стало жалко пацана. Он взял
меня за руку и отвел в кабину пилотов. Оттуда я впервые увидел с высоты землю, облака,
солнце. Познакомился с веселыми и дружелюбными пилотами. По возвращении домой я
поделился с Тёмой своими впечатлениями о первом полете. Он страшно завидовал, и из-за
этого, наверно, стал летчиком.

2017 год
Chekurmen: интервью с Владимиром Мункуевым

Сегодня мы хотим представить нашим читателям журнальную версию
видеоинтервью Чекурмэна с молодым, но уже известным кинорежиссером.

Владимир Мункуев
30 лет. Режиссер. Московская школа кино, кураторы Алексей Попогребский, Борис
Хлебников.
Режиссер рекламной кампании Международных спортивных игр «Дети Азии». Работал в
более чем 20 кинопроектах республики.
Медаль «За вклад в развитие республики» от президента РС (Я).
2 место во Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» за работу
«Наркоконтроль Якутии».
Спецприз от Государственной думы РФ, Rutube, Общественное телевидение России.

Chekurmen – Михаил Чекуров-младший
22 года. Тренер «Уроков доброты», проводимых Благотворительным фондом поддержки
детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Харысхал». Инвалид
2-й группы (ДЦП). С 2014 г. ведет свой канал на youtube, в котором речь идет, в основном,
о кино, которое Михаил очень любит. Мечтает сняться в эпизоде.
В организации видеоинтервью Чекурмэну помогает заместитель директора кинотеатра
«Лена» Георгий Николаев.

Ч: Шерл, Шерл, это ты? Нет, это ты, мой дорогой подписчик! С вами Chekurmen, и
я в кинотеатре «Лена». И рядом со мной современная звезда кинематографа, звезда
нашего якутского кино, режиссер фильма «Уол огото» Владимир Мункуев. Итак,
первый вопрос: Владимир, как тяжело было придумать сценарий?
М: Слушай, конечно, тяжело. Я поставил условие продюсеру, что за две недели смогу
написать сценарий, если только запрусь в квартире и никуда не буду выходить. И он снял
мне квартиру, я закрылся и начал писать. Обычно сценарный период длится полгода, но в
наших реалиях это практически невозможно.
Ч: Мм, полгода. У меня следующий вопрос. У вас есть так называемая муза? (смеется)
М: Я не знаю, я просто много смотрю кино, много читаю. И музыка, музыка – это самое
главное, наверное, что меня вдохновляет.
Ч: Моцарт, Бах…
М: (смеется) Ну, это классика, да. Но я под каждый проект слушаю специальную музыку.
Под «Уол о5ото» я слушал сахалыы (якутскую. – Прим.ред.) эстраду. Вот, например,
Трапезникову, Суворову, «Чороон», тех еще годов. В процессе обсуждения фильма мы
пришли к выводу, что такая музыка очень хорошо дополнит картину. Добавит стиля. И я
писал сценарий именно под эту музыку.
Ч: Круто! И вот такой вопрос: как вы нашли и выбирали актеров?
М: Когда я писал сценарий, уже понимал, какие мне нужны люди, актеры. В принципе, я
всех наших артистов знаю, лично знаком. И писал, конкретно зная, кто это будет. То есть
сидел и думал: вот это – Женя Пивоваров, а тут Проню Данилова мы возьмем, вот этот
«северный» – Кеша Луковцев будет.
Ч: Я думал, что в комедиях снимаются, как правило, юмористы, квнщики.
М: Ну, я не очень люблю КВНщиков. Я все-таки привык работать с профессиональными
актерами. КВНщики – да, они могут, но на очень короткий период. Есть, конечно,
уникумы, но это редкость. Когда профессиональный актер работает на площадке – он все
понимает по умолчанию и работает над своей ролью. Мне, как режиссёру, остаётся лишь
слегка подправить и направить его. А когда человек не профессионал – слишком много
времени уйдет на подготовку, больше будет дублей, больше времени потратится. На этом
проекте мы не могли себе позволить затягивать производство.
Ч: После того, как им дали сценарий, как долго репетировали?
М: Мы репетировали по большей части только с главными героями, где-то дня два – это
называется актерская читка. То есть дается сценарий, мы садимся и просто вот так, сидя,
ничего не изображая, идем просто по тексту.
Ч: Это как импровизация?
М: Импровизация? Ммм… нет… Есть, конечно, много импровизированных вещей, очень
много. Но мы это заранее обговариваем, настраиваемся. Я не очень люблю, когда идет
КВН-импровизация: в какой-то момент актер может заиграться, все-таки надо
придерживаться сценария. У нас были импровизации, и они были хорошие – благодаря
тому, что ребята изначально правильно поняли установку: в каком жанре мы играем, в
какой стилистике все это будет, и уже было легче.
Ч: А до этого фильма еще какие-то фильмы снимали?
М: Именно как режиссер, нет. Я участвовал где-то в 20-ти якутских фильмах. Работал в
качестве помощника режиссера, либо монтажером и т.д. А именно как режиссер – это мой
первый фильм.
Ч: Мне очень понравился отрицательный герой. Почему он бандит из 90-х годов? Я
сам родился в 90-е и слышал много про мафиози и про бандитов.
М: Ты первый, кто мне задал такой вопрос. Я тебе отвечу: мне многие говорили, почему
ты в этом фильме показываешь 90-ые, типа, вот сейчас нет бандитов из 90-ых. Я лично
считаю, что 90-ые никуда не делись. Они просто замаскировались и ушли в тень. А по
сути ничего не изменилось. Посмотри на наш город, в котором самый популярный паблик
в Инстаграм – «Криминальная Якутия». Эти люди никуда не исчезли, что самое страшное.
Они просто мутировали, подстроились под новое время. Но суть осталась та же. И тут
гармония произошла, в первую очередь, благодаря актерам: Петр Баснаев, Георгий
Бессонов, Дьулус Семенов – они сразу же поняли свои цель и задачу, и мне оставалось
только немножко подправить, а они сами уже актерски работали. И они принесли очень
много вещей оттуда, с 90-х. Это, в основном, их заслуга.
Ч: Да-да, ребята, найдите хороших актеров – это главное, так сказать. И я
догадываюсь, что будет дальше, Акыым пойдет в тюрьму?
М: Эмм, история об этом умалчивает (смеется).
Ч: А в фильме я что-то так подумал…
М: Я не буду этого раскрывать.
Ч: А хотели бы найти такого обаятельного актера? (гладит себя по голове и смеется)
Как будто я внук Акыыма, который будет мстить за своего дедушку.
М: А-а, я понял: ты хочешь, чтобы был «Уол огото», часть вторая?
Ч: Да! Мне кажется, можно придумать продолжение.
М: А-а, спасибо, не будет «Уол огото-2». Понимаешь, есть такая тема… Лично мое
мнение, что вторая часть всегда хуже первой, если только это не «Терминатор 2», что-то
великое… Я считаю, что нужно просто делать новое кино, другое кино. Сейчас я не готов
к тому, чтобы сделать «Уол огото-2»: мне кажется, тема уже закрыта, мы все рассказали.
Слава Богу, что людям понравилось. А мы должны сейчас развиваться и дальше создавать
другое, новое кино. И не стоять на месте.
Ч: Да-да, ты совершенно прав, потому что я видел, как народ хохочет, я тоже
смеялся. Я всем буду советовать: идите на «Уол огото». А перевод на русский язык
будет, типа дубляж?
М: Мы хотим заказать дубляж, но сейчас все зависит от сборов, то есть от того,
заработаем ли мы денежку. А изначально мы планировали дубляж на русский язык у
Гоблина, знаешь его? (Дми́трий Пучко́в – российский писатель, публицист и переводчик,
известный под творческим псевдонимом «старший оперуполномоченный Goblin».
Разработчик компьютерных игр, блогер. – Прим.ред.)
Ч: Знаю. Это который Царь горы, да?
М: Да-да. И вот, мы хотим заказать такой перевод, и он будет в онлайн-кинотеатрах, в
интернете, на ютуб, запустим в прокат, и тогда можно будет показывать фильм на Россию.
Ч: Я думаю, хорошее кино должно быть на двух языках. Например фильм «Его дочь».
Такие фильмы нужно переводить для того, чтобы люди из других регионов России
смотрели, видели, что такое Якутия. Будет больше сборов, больше просмотров,
популярности.
М: Мы должны популяризировать якутское кино. Проблема вот в чем: вот как раз-таки
из-за языка, ты правильно подметил, то есть это сугубо внутренний продукт. И нужно
качественно, нормально перевести и популяризировать в России, в мире – тогда в будущем
мы начнём производить более качественные картины. Сейчас все-таки у нас бюджеты не
позволяют, чтобы идеально было.
Ч: Но не забывайте, что наша Якутия – это край алмазов, это наш продукт.
М: Да, абсолютно верно.
Ч: Следующий вопрос – любовная линия. В твоем фильме она странная, и мне
кажется, не нужная. Надо было ее или больше развить, или вообще убрать, я
считаю. Но все-таки были смешные моменты. Это же комедия, зачем нужно было
показывать?
М: Мм, она мне нужна была изначально – эта любовная линия, но я понимал, что она
скудная и поэтому даже придумал фразу: «Ты почему здесь? Потому что я в этом кино
тупая девочка для романтики». Без этой героини фильм был бы слишком мужским! Оно и
так достаточно суровое кино.
Ч: Могу поспорить, ведь была героиня-бабушка.
М: Бабушка – это бабушка, а она – девушка. Вот для девушек-зрительниц она как
дополнительный крючок, через который они могли бы тоже подключиться. Я больше
всего боялся, что наш жанр слишком узкий: криминальная комедия – в основном, это для
мужчин, согласен?
Ч: Да-да, я как мужчина тебя понимаю.
М: И вот я боялся, что будет отторжение у женщин. Почему? Эмм, им было бы не с кем
себя ассоциировать, и вот в этом образ Сардааны развился. Но соглашусь, надо было
больше сделать, длиннее сделать, также я хотел развить линию северных ребят. Вообще, я
вижу в каждой сцене фильма огромные промахи, и это для меня огромный опыт, работа
над ошибками.
Ч: Понятно. Мы, сейчас, слава Богу, живем в 21-м веке: выйдет ли удлиненный
фильм, задумка режиссера на ДВД?
М: Нет, скорее всего, не выйдет.
Ч: Мы так и не узнаем, что осталось за кадром?
М: Возможно, потом, намного позже, я выложу сценарий всего фильма – то есть, как
задумывался, как прописан, и это будет интереснее, мне кажется.
Ч: И последний вопрос: что будет дальше?
М: Планы на будущее – честно, я не знаю. Сейчас есть какие-то предложения – думаем, но
я точно знаю, что сейчас хочу сделать что-то свое, личное. Что-нибудь авторское, больше
фестивальное, не комедия, не боевик, более артхаусное – пока хочу в ближайший год над
этим поработать. А в жанровое, зрительское кино я чуть попозже вернусь. Сейчас пока не
загадываю.
Ч: Спасибо! Это был Владимир, режиссер картины «Уол огото». Приходите на наше
кино, оставьте свое мнение, и ходите на «Уол огото». Всем пока!
М: Спасибо! (смеются)

 

Кино

Оценка статьи

Интересное