Травматологи-ортопеды. Из первых уст

К 70-летию травматологической службы Якутии, который отмечается в этом году, выпущен тематический альманах.

Хочу представить вам тех героических людей – иначе травматологов и ортопедов, пожалуй, и не назовешь – которые вытаскивают из критической ситуации пострадавших от различного рода травм и тяжелых болезней костей и суставов.

Самая сложная задача – рассказать об истории и настоящем травматологии выпала, кажется, врачам ортопедам-травматологам, кандидатам медицинских наук Анатолию Комиссарову и Петру Маркову. Дополняя друг друга, они рассказали о том, как складывалась служба, о трудностях становления и победах, путях развития травматологии и ортопедии, об учителях и коллегах.

– С января 2001 года отделение травматологии и ортопедии было передано Республиканскому центру экстренной медицинской помощи и стало центром специализированной травматологической помощи. В  1998 году, с приездом после докторантуры д.м.н. Геннадия Анатольевича Пальшина, в практику отделения активно начали внедрять эндопротезирование тазобедренного сустава, органосохраняющие операции при злокачественных опухолях костей, корригирующие остеотомии при врожденных и приобретенных деформациях конечностей. В настоящее время продолжается активное внедрение в повседневную практику новых прогрессивных методик, которые имеют большие перспективы. Разработан новый метод пластики поврежденных связок, внедрена микрохирургия при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, разработана оригинальная методика лечения ложных суставов, увеличивается объем операций эндопротезирования крупных суставов при заболеваниях и злокачественных опухолях, – резюмировал зав. травматолого-ортопедическим отделением РБ№2-ЦЭМП Анатолий Комиссаров.

Травматология постоянно прирастает молодежью. Врачи ортопедо-травматологического отделения Педиатрического центра РБ№1-НЦМ с 2017 года выполняют операции по программе высокотехнологичной медицинской помощи. Основной костяк отделения – новое поколение детских травматологов работает по примеру старших товарищей – заведующего отделением Сергея Петровича Васильева и Романа Николаевича Павлова, на счету которых несколько активно ныне применяемых изобретений.

– Весной этого года, – рассказала заместитель директора по хирургии Педиатрического центра, главный внештатный детский хирург Минздрава республики Валентина Саввина, – нашими травматологами выполнена уникальная операция, спасшая жизнь ребенка после тяжелой сочетанной автотравмы. Чего это стоило, знаем только мы и коллеги-хирурги.

В 25 лет (ровно 60 лет назад!) пришла в травматологическое отделение Республиканской детской больницы учитель детских травматологов, ортопед Альбина Николаева. Женщин-ортопедов и сейчас по пальцам пересчитать можно, а когда Альбина Александровна начинала, она и вовсе была в единственном числе. Работы было невпроворот и в отделении, но когда районной больнице был нужен «узкий» специалист, травматологи собирались и ехали. Понятно, что как единственный детский ортопед Альбина Александровна в командировках бывала часто.

– Выручали мама и молочная кухня, – смеется она, – оставляла дочку на них и уезжала. В 1983-м я ушла на кафедру, но практическую работу не прерывала, была консультантом, работала в поликлинике, много ездила, участвовала в Международном конгрессе «Человек и его здоровье» проводимом в Санкт-Петербурге, во многих всероссийских научно-практических конференциях, выступала с докладами.

В республике, пожалуй, нет человека, который бы не знал профессора кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф СВФУ, заслуженного деятеля науки Якутии, д.м.н. Рево Захаровича Алексеева, а вот то, что Алексеевы – медицинская династия, может быть, слышали немногие. Они легко могли создать семейную клинику, ведь в этой семье завидный врачебный состав: два травматолога широкого профиля, врач-психиатр, акушер-гинеколог, терапевт-аллерголог. Причем двое из них имеют научные звания: Рево Захарович – доктор медицинских наук, Наталья Револьевна – кандидат медицинских наук.

– После школы я тоже пошел в медицину, – признается Юрий Алексеев, сын Рево Захаровича, – хотел быть похожим на своих родителей. Сестра, Наталья Револьевна, тоже к тому времени уже работала врачом. Я – врач-ординатор, травматолог, комбустиолог, мануальный терапевт, решаю проблемы с позвоночником. Выбор был сделан под влиянием, вернее, по напутствию отца. Мне повезло работать с ним – это ни с чем несравнимый опыт. Кто лучше отца может помочь, подсказать, поддержать?

Травматолог-ортопед, заведующий отделением травматологии РБ№2-ЦЭМП Степан Тордуин, анализируя работу отделения и службы в целом, высказал интересные мысли об улучшении травматологической помощи населению республики.

– Не во всех наших районных больницах есть такие возможности, как у РБ№2, многие высокотехнологичные вмешательства, к сожалению, возможны только в условиях нашей больницы. Благодаря Республиканскому центру медицины катастроф, руководит которым опытный врач, организатор  здравоохранения Владимир Андреевич Сотников, во всех районах республики проводится специализированная травматологическая помощь. Во многих районах введены новые технологии и высокотехнологичные операции. С целью улучшения оказания травматологической помощи в отдаленных районах республики необходимо принять некоторые нестандартные меры, вплоть до вахтовых методов работы квалифицированных специалистов нашего отделения, закупки аппаратуры в районах, в частности, электронно-оптических преобразователей. Задачи перед травматологической службой стоят сложные, и их надо решать.

Степан Семенович побывал у своих лондонских коллег в поликлинике, посмотрел, как они работают, принял участие в мастер-классе, «обучился модифицированной технологии травматологических операций».

– В плане условий работы нам с лондонскими больницами не сравниться, у них прекрасное, новейшее оборудование, обширные операционные залы, но, в сущности, они делают то же, что и мы: те же методики, те же подходы. А еще я бы добавил, что у нас отношение к пациентам совсем другое – более человечное, что ли. Там столько медицинских услуг, какие получают наши пациенты, бесплатно не делают…

Врач-ортопед-травматолог консультативной поликлиники РБ№1-НЦМ Игорь Матвеев, отвечая на вопрос о том, что привело его в травматологию, говорит:

–  Мы же все начинали хирургами, о травматологии не было и речи. В моем случае многое решила сестринская практика. Мы с Анатолием Николаевичем Поповым попали в травматологию. Понравилось, затянуло, и к окончанию факультета мы уже целенаправленно шли в травматологию. Думаю, нас привлекла возможность помогать людям. Ординатуру я проходил в Якутске, а аспирантуру – в Москве. Учился вместе с отцами российской травматологии, кто, собственно, травматологию-ортопедию России делал.

Вспоминая начало своего трудового пути, Игорь Альфонсович рассказал о том, какие казусы случались в работе травматологов в 90-ые годы:

– Приезжаешь на экстренный случай в какую-нибудь Тмутаракань и просишь родственников пострадавшего найти хоть какую-то техническую дрель, идешь в мастерскую со снимком больного, пластинку подгибаешь, готовишь, потом стерилизуешь все это и идешь на операцию. Это сейчас есть все, как надо: инструменты, механизмы, электрические дрели, рентген-контроль, а тогда…

Остеопороз. Наверняка, те, кому врачи поставили такой диагноз, мечтают непременно попасть на лечение в клинику СВФУ.

Верно ли полагать, что диагностика остеопороза начинается именно с того рентгеновского денситометра, позволяющего посмотреть и позвоночник, и тазобедренные суставы, и кости предплечья, и все тело, как у взрослых, так и у детей, который есть только в клинике СВФУ? – спросила я врача -травматолога-ортопеда,  к.м.н. Виктора Епанова.

– Конечно же, нет. Диагностика остеопороза должна начинаться на приеме врача-терапевта или врача узкой специализации (эндокринолога, ревматолога, травматолога и т.д.), – ответил доктор. – Врач имеет инструмент ранней диагностики (FRAX) риска перелома – калькулятор определения десятилетней вероятности его получения, где учитываются факторы риска, которые могут привести к перелому. Если риск высокий, то уже без рентгеновской денситометрии врач (а тем более, если это где-то в улусе) сразу же должен начать лечение. Если риск средний, то, конечно, желательна диагностика, и в районе это обычный рентген-снимок. На рентгеновском же денситометре возможно раннее выявление остеопороза, то есть можно выявить нарушения костной ткани на ранних стадиях.

Только сильные люди могут вынести нагрузку, которая ежедневно ложится на плечи специалистов травматологического пункта города. Этот привыкший к напряженной работе коллектив первым «принимает огонь» на себя. Здесь не редкость как психологические, так и физические нагрузки. Персонал неотложки постоянно сталкивается с чьими-то несчастьями, а это выдержит в постоянном режиме не каждый.

Коллектив у нас молодой, – говорит исполняющий обязанности заведующего на тот момент Игнатий Семенов. – Молодой специалист может набраться опыта именно здесь, в травмпункте, за счет большой обращаемости. В улусе такого опыта, к сожалению, не наберешь, поэтому на базе травмпункта проводится подготовка врачей-интернов: хирургов, травматологов-ортопедов, семейных врачей, клинических ординаторов по курсу «амбулаторная травматология».

Говоря о профессионализме специалистов травматологического пункта, не могу не сказать об изюминке коллектива – 12 работавших в травмпункте медицинскими сестрами и братьями молодых специалистов  параллельно с работой окончили Медицинский институт СВФУ, стали врачами и работают в разных медучреждениях республики. Вот и сейчас еще два специалиста – медбрат и медсестра – учатся на врача.

– Это наша особая гордость, – говорит зав. отделением Екатерина Копырина.

И, наконец, как вишенка на торте – романтик от травматологии: заслуженный врач республики, отличник здравоохранения, изобретатель-рационализатор и… заслуженный путешественник России, влюбленный в горы – Георгий Цыпандин. Так сказать, не скальпелем единым…

– Сколько гор Вы покорили? – неосторожно спросила я травматолога, кажется, слегка возмутив его вопросом.

– Горы не покоряются, они сами покоряют нас своей красотой, мощью и духом. Именно в горах получаешь энергию, которая помогает тебе жить и работать. Именно в горах познаешь себя и друзей, – ответил Георгий Ионович и рассказал о своих путешествиях от гор Усть-Маи и Сунтар-Хаята до кругосветной итальянской экспедиции и японской экспедиции на собачьих упряжках от Байкала до Гренландии.

О второй (вообще-то, скорее, первой – еще со школьной скамьи) своей любви – профессии травматолога – Георгий Ионович тоже говорит увлеченно:

– Здесь многое зависит не только от знания теории, но и от твоего мастерства, твоих рук. Каждый случай уникален, и к каждому пациенту нужен индивидуальный подход,  каждый раз вносишь в стандартный метод какие-то поправки. А бывают случаи, когда ни о каком стандарте и речи не идет – одно сплошное творчество…

Идея выпуска альманаха, героями которого стали те люди, с которыми я говорила, и ее реализация принадлежат владелице сети ортопедических салонов «Nota Bene» Татьяне Никифоровой.
– Это подарок моим давним и верным друзьям – врачам ортопедам-травматологам республики по случаю 70-летия травматологической службы, – говорит Татьяна Николаевна. – Успехов им, здоровья и вдохновения! И пусть сбудется все, о чем они мечтают!

Зоя ИГНАТЬЕВА.

Герои в белых халатах

Оценка статьи

Интересное