Вика Андреева: из Якутии в Казахстан

Флоу-дневник в 5 частях

 

Часть 1. Частичная мобилизация
В голове ад, тревога, парализующий страх за мужа, племянников, даже за дедушку.
Ночами у нас в подъезде ходили с повестками. А днём к нам в дверь звонил сотрудник «Энергосбыта» – я не открыла: видела в глазок, как он чрезмерно любопытно заглядывал в квартиру соседей, будто выискивал кого-то. И всё это на фоне, сами знаете, каких новостей и фактов.

А у ребёнка первый утренник в садике. Егокка первые две недели начал ходить в сад, мы собираемся взять ипотеку на квартиру в любимом Якутске, мечтаем о своём домике у реки. У меня, наконец, сложилось ясное видение будущего, своего пути развития на родной земле.
Сразу уточню, Якутия – мой дом, и я намерена летать домой так часто, как получится.

Вернёмся в первые дни частичной мобилизации. Как только мы приняли непростое решение переезжать, начали искать билеты. Цены взлетели, но нам удалось найти билеты через Новосибирск до Омска. Из Омска мы купили онлайн-билеты на ночной автобус до Павлодара (это город в Казахстане недалеко от границы). По отзывам сухопутную границу пересекать проще на общественном транспорте – на поезде или на автобусе. Так можно избежать пробок у границы.

Итак, у нас было два дня на то, чтобы попрощаться с родными и упаковать всю свою жизнь в коробки.

Большинство вещей раздали родным. Оставили только самое необходимое, которое дошлют нам позже. С собой взяли самый минимум – то, что вместилось в ручную кладь. Билетов с багажом не нашли.
Меня кружил ураган – нет, скорее торнадо эмоций, и за сутки до вылета я вообще перестала что-либо чувствовать. Говорят, это защитная реакция психики при стрессе. Я говорила себе, что горевать буду потом. И чтобы не потонуть, убедила себя, что собираюсь в отпуск. Помогло. В последние часы дома я была чёткой и собранной.

В аэропорту никого не задерживали, народу было больше, чем обычно. Много парней и мужчин. Встретила знакомого, тоже летел в Казахстан.

Прилетели из Якутска в Новосибирск. Не отпускает чувство тревоги, страха, что могут закрыть границы. К счастью, во время долгой пересадки приехала моя племянница и отвлекла меня.

Самолёт в Омск. Решаем вопрос с жильём. Забронировали номер в гостинице Павлодара. Перекусили в кафе и поехали в автовокзал. Среди попутчиков парни и молодые пары. Всего один мужчина в возрасте.

Автобус. Ночь. Моросит. В воздухе напряжение.
Быстро погрузили коляску и чемоданы. Егокка сонный, называет автобус самолётом. Пытаемся дремать, почти сутки без сна дают о себе знать.

Дорога. Через пару-тройку часов приближаемся к границе, за окном тянутся колонны машин. Те самые километровые пробки. Благо, автобус движется по специально выделенной полосе.
Вот и граница. Пост Ольховка.

Приехали. С вещами на выход. Одеваем спящего Егокку в комбез, в салоне было жарко. Выходим в степь. Ветер. Порадовалась, что вылетели в пуховиках.
Но стоять долго не пришлось, с ребёнком пропустили без очереди.

Маленькая будка, в окошке пограничница: «Что же это такое? Со всех регионов едут! Может, мы чего-то не знаем?» – задаёт она вопросы коллеге.
А я стою и думаю: она что, в бункере живёт или нас провоцирует?

Кроме паспорта никаких документов не спрашивала, вопросов, кроме глупых, не задавала. Просто зачем-то передала нас коллеге. Выходим, отводит нас в отдельную будку и говорит: я не могу вас выпустить…

 

Часть 2. Выбор – найти опору в себе

Пограничник: «Я не могу вас выпустить…»
У меня что-то ухнуло внутри. Казалось, что я героиня слезливого сериала на канале Россия-1. Тяжелая судьба, перепутье, разлука с любимым… Я смотрела на себя со стороны и ждала продолжения.

Накануне, чтобы унять тревогу,  мы обсудили, что будем делать, если случится самое страшное. Есть план А и есть план В на негативное развитие событий. Я знала, что делать, и всё равно хотелось кричать…

Мужа не выпустили: все вопросы, пожалуйста, к нему. Петя расскажет о причине сам, если захочет.

А я приняла решение пересечь границу. Одна с ребёнком. На принятие такого варианта я потратила целый день сразу после объявления частичной мобилизации, ещё дома. Для меня, привыкшей к окутывающей заботе мужа, реальность, где я одна с ребёнком и всё сама – шок и ужас.

Пришлось пойти на страх. Прожить эти сложные эмоции. Я проиграла в голове новую реальность, где я и только я ответственна за свою жизнь и жизнь ребёнка. Справлюсь ли я, смогу ли достаточно зарабатывать, подниму ли сына одна, если так сложится жизнь?

Я задавала себе эти вопросы и искала ответы. На что я могу опереться, оставшись одна? Сейчас, когда нет ничего, на что я могу опереться во внешнем мире?

Ответ я нашла после полного погружения в самые тяжёлые чувства. Лежала, свернувшись клубочком, и проживала самые негативные варианты развития.

Далось непросто, мой мозг хотел пойти лёгким путём: обвинять обстоятельства, винить себя, удариться в истерику…
Я уговаривала себя, что все эти чувства я качественно выпущу потом в безопасности, а сейчас надо найти ответы на главные вопросы: на что я могу опереться без поддержки извне?

И через какое-то время прокручивания новой реальности я почувствовала, что у меня… есть я. И я могу позаботиться о себе и ребёнке, что бы ни случилось.

Это чувство – глубинная уверенность – помогла мне в тяжелый момент расставания с Петей на российской границе.

 

Часть 3. Граница

3 ночи, темный автобус, Егокка спит, я без связи, одна, приближаемся к казахстанской границе.
В голове рой мыслей: как я управлюсь одна с тремя рюкзаками, чемоданом, коляской, спящим 17-килограммовым ребёнком и увесистым пакетом с водой и продуктами? Куда, как, за сколько добраться до гостиницы? Где поменять рубли на тенге? Не обманут ли? Как скоро Петя присоседится к нам? А вдруг закроют границы для мужчин? Плюс ко всему мы с малышом простывшие, кашляем, из носа течёт. Тревожность зашкаливала.

Петя ещё на вокзале начал общаться с попутчиками. Все обещали помочь мне в случае, если его не выпустят. И всё равно меня потряхивал адреналин. На стрессе я без умолку болтала с соседом. Программист из Вологды, уехавший туда от репрессий из Беларуси. Ваня, если читаешь, большой привет тебе и твоей супруге)

Казахстанская граница. С вещами на выход. Все спешно высыпали из автобуса. Друг Вани взял его вещи. Я показала, как держать спящего ребёнка и доверила Егокку в сильные руки (мой Егокка – богатырь, весит прилично). Сама взяла рюкзаки, чемодан и дурацкий пакет. Коляску разрешили оставить в багажном отделении автобуса. Приготовила документы. Нас пропустили без очереди.
Казахский пограничник никаких вопросов не задавал, просто фото и штамп в паспорт. Как только я увидела казахские лица, мне стало спокойней) уж очень казахи похожи на сахалар)

Погрузились в автобус и в ночи продолжили путь. Много говорили в дороге, сами знаете о чём. К 5 утра Ваня говорит: может, поспим? А я до сих пор на адреналине – не могу. То к Егокке кинусь, то болтаю без умолку, то лихорадочно гуглю. До Пети так и не дозвонилась.

7 утра. Павлодар.
Холодно. Выгружаемся.
Егокка спросонья хнычет: «К папе, к папе».
Выгружаемся последними.
Первая проблема. Водитель и собравшиеся вокруг мужчины не смогли разложить коляску.
И я тоже не умею! Этим всегда занимался Петя.
Короче, чуть не сломали, но разложили. Посадили Егокку в коляску, туда же навалили сумок, на спину рюкзаки, в руках качу чемодан.

К нам присоединился друг Вани, программист из Вологды. Он тоже помогал тягать багаж. У самих парней было, к счастью, только по одной дорожной сумке.

Вышли, и на нас сразу накинусь таксисты. Я сказала адрес гостиницы «Иртыш». Мне назвали сумму в тенге – 1500 (это около 200 рублей). Я сначала даже не поняла, что хорошо бы сконвертировать и оценить сумму. Мы решили сначала найти обменник. Таковой нашёлся на ж/д вокзале. Но километровая очередь остудила наш пыл. Решено было ехать всем вместе в гостиницу, там должен был быть обменник.

Приезжаем, а обменника нет, вся гостиница забита постояльцами…

 

Часть 4. Первые дни в КЗ

Обменника в гостинице Иртыш нет, заселение у меня забронировано с 14:00. Прошу номер пораньше, говорят – все заняты. Попрощались с попутчиками, расходы на такси они взяли на себя. Ну как взяли, я просто забыла заплатить: вся в мыле, Егорка хнычет, куча сумок. Если читаете, ребята, спасибо вам!

Сидим в фойе, пытаюсь отдышаться. Меня спрашивают: у вас оплата картой? А у меня её нет (у Пети осталась), только рубли. Приняли их в залог. И тут удача нам улыбнулась – освободился номер!
Мы спешно заселились: дала Егокке планшет и пошла на поиски еды. Как раз начался завтрак (шведский стол) – я попросила с собой, и мне пошли навстречу. Набрала два вместительных бокса с подходящей едой (безглютеновой).
Выхожу и понимаю, что напрочь забыла этаж и номер. Тряхнуло мощно. Хорошо, догадалась спросить у персонала. Персонал вёл себя с нами очень мягко: нам помогали и часто шли навстречу по всем вопросам. Рахмет!

Мы ели, спали и созванивались с родными. Так мы с ребёнком провели два дня. Ждали папу. На третий день было решено купить билеты в Алматы, там нас на время мог разместить друг.

Задачи, которые лучше решить сразу:
1. Регистрация временного пребывания, попросила справку в гостинице (сделали быстро, без вопросов, на основе данных загранпаспорта). При смене жилья  делают в ЦОН центр обслуживания населения (как наш МФЦ).
2. Обмен рублей на тенге. Внимательно смотрите на курс, чтобы он был не меньше 7,5 руб. – 1 тенге. Знаю, что кто-то нашёл обмен 8,1 руб – 1 тенге.
3. Покупка казахской симки в офисе оператора. Я взяла «Билайн» за 5000 тенгэ, тариф безлимит для месенджеров и соцсетей. Почему-то в КЗ нет безлимитного мобильного интернета, только пакеты.

Будьте готовы к очередям, поток россиян мощный. Всем нужно одно и то же.

Добираться с Павлодара до Алматы было решено на поезде. Время в дороге чуть больше суток. Можно купить онлайн. Поезда новые, комфортные.

Третий день пребывания в Казахстане.
Павлодар. Гостиница «Иртыш». Мы позавтракали и набрали полные боксы еды в дорогу. Накануне ещё купили соки, фрукты и снеки. Воду в бутылках нам дали в гостинице. К багажу прибавился весомый пакет с продуктами.

Я не переживала, времени до отправления поезда достаточно, вокзал близко. Я вызвала такси и удивлялась, почему машина едет так долго. В итоге выяснилось, что именно в этот день было перекрытие дороги, и мы рисковали опоздать на посадку!

Водитель взял в руки сложенную коляску, тяжёлый пакет с продуктами и один из трёх рюкзаков. Я надела на себя оставшиеся два и катила чемодан. Егокка любопытствовал и медлил. Пока я разрывалась между багажом и ребёнком, водитель убежал вперёд, и тут нам помог прохожий, бородатый дагестанец. Он подхватил весь багаж, я смогла взять на руки Егокку. Так мы добежали до вагона.
Врываемся в купе, а там парни на наших нижних полках сидят! Я в возмущении: вы кто такие, это наши места!!! Все улыбаются и показывают мне билеты.
Фейспалм, наше купе соседнее.

Нашими попутчиками оказались молодые ученые из Омска. Ребят также, как и многих, ждали в окопах – они выбрали Казахстан.
Доехали дружно, без приключений. Смотрели в окно на бескрайние степи, а ближе к Алматы я видела ветряные электростанции! Восторг!

Сутки в новом купе с розетками, и мы в Алматы. Нас встречает сын близкого друга. Чувствую благодарность…

На перроне увидели большую компанию молодежи из Якутии. Ребята помогли с багажом. Вызвали «Индрайвер» и поехали на съемную квартиру. Через несколько дней мы сняли квартиру на долгосрок.

Что я чувствовала в первые дни после границы?
Во-первых: я почувствовала доброжелательность казахов. Нам везде помогали и шли навстречу.
Во-вторых: если отбросить фоновую тревожность, я чувствовала свободу.
В-третьих: я почувствовало опору на себя, и она крепла с каждым моим поступком. Я справлялась с задачами и чувствами, как уверенный взрослый человек. Это именно то, что я совсем не ожидала от себя, избалованной заботой мужа вот уже 15 лет.

 

Часть 5. Найти квартиру в Алматы

Рынок аренды жилья в Казахстане просто взорвался после 24 сентября. Непрекращающийся трафик россиян стал причиной того, что спрос превысил предложение. И те квартиры, что ещё в августе стоили 200 тыс. тенге, в начале октября улетали за 500-600 тыс. тенге.

При ажиотажном спросе на жильё активизировались мошенники. Находишь симпатичную квартиру на krisha.kz по приемлемой цене, связываешься, и тебя убеждают внести депозит ещё до просмотра. Мол, только так есть шанс снять квартиру.
Это касается не только аренды, но и множества других услуг, часто – оформления справок и документов. Никогда не вносите предоплату! Так действуют мошенники.

В нашем случае мы прошерстили телеграм-чаты «Сахалар в КЗ» и нашли белые и чёрные списки риэлторов в Алматы. Долго не думали и связались с первым из белого списка. Петя дистанционно с ним переписывался и разговаривал. Я составила описание нашей семьи и условия, на которые мы согласны. Весь следующий день мы просматривали предложения, которые высылал нам риелтор.

На второй день пребывания в Алматы нас внезапно попросили выехать из съёмной квартиры раньше на неделю. Пришлось ускориться, и я поехала на просмотр.
Эта квартира была единственной более-менее подходящей для нас.
В КЗ есть один нюанс – это интерьеры. Очень много квартир поражали пестрым ремонтом. Золото, принты, слоновая кость, отделка, яркая мебель, обилие декоративных аксессуаров… Жилище цыганского барона – так Петя описал несколько квартир.
Я отсеивала такие квартиры чуть мягче: говорила риэлтору, что для нас слишком шикарно. Сахалар любят поскромнее – в однотонных светлых оттенках. Риэлтор цокал и продолжал искать «менее престижные» варианты.

Подходящая квартира нашлась! Светлая, свежая, сдаётся впервые.
Заключили договор, риэлтор взял расписку с хозяйки, что цену нам не повысят. Мы заплатили за квартал вперёд + депозит (на случай, если выедем раньше). Риэлтор взял комиссию 30% от месячной аренды. Арендодатели – интеллигентные приятные люди. Я была безмерно счастлива.

В этот же вечер мы заселились. Осталось решить бытовые вопросы и дождаться Петю.

Спойлер: Петя приехал, и сейчас мы все вместе.

Теперь в списке задач: РВП, ИИН, оформление карты «Каспи» и главное – найти работу в КЗ и получить вид на жительство.

Вместо вывода, личное

Мне приятно, что Казахстан оказался намного ближе мне, чем, например, Москва, где мы прожили 7 лет (2013-2020). Люди здесь душевнее, открытые и отзывчивые.
Повсюду много модной молодежи, во дворах дедушки играют в домино, на прилавках изобилие, цены на продукты ниже, в казахской речи проскальзывают якутские слова, а местная кухня придётся по вкусу каждому саха!
И ещё нас здесь принимают за своих, даже когда мы говорим, что не казахи. И это приятно.

А по энергетике и атмосфере Алматы – Якутск на максималках (как говорит мой друг Егор), с горами и понтами.
Будем жить.

Виктория АНДРЕЕВА.

Фото автора.

 

Вашему вниманию ссылки на YouTube-канал Виктории Андреевой с «честными видео о жизни на вечной мерзлоте, где зимой -50, а летом +40C жары. Вас ждут жизнь, быт, люди, уникальные природные локации и приключения якутской семьи в самом холодном уголке Земли!»

Наши за рубежом

Оценка статьи

Интересное