Кто помнит толкиенистов Якутска?

Статью про толкиенизм в Якутске мне хотелось написать уже давно. Потому что это очень интересная и горячо любимая часть моей жизни. Давно прошедшая эпоха, которую всегда приятно вспоминать и анализировать через призму времени. Можете рассматривать данную статью как повод поностальгировать старому толкиенисту. Надеюсь, вы не против.

Давайте вернемся в лохматый 2001 год. Я старшеклассник и только-только узнал у одноклассницы, что где-то в городе по выходным собираются орки и эльфы. Эта новость произвела на меня сильное впечатление, и вот почему. Во-первых, я уже был большим поклонником произведений Джона Рональда Руэла Толкиена, читал как «Хоббита», так и «Властелина колец». Во-вторых, незадолго до полученной новости посмотрел прекрасный фильм Питера Джексона «Властелин колец: Братство кольца» и стал еще большим фанатом. Оказалось, что одноклассница уже достаточно приличное время посещает клуб мифо-исторического моделирования «Мифрил», где проходят ролевые игры по миру «Властелина колец». Состояла в клане эльфов и была воином. Я тут же расспросил, как можно вступить в этот клуб. Было страшно интересно! Она мне дала контакты КОРОЛЯ ЭЛЬФОВ Айдара! Что уже взволновало меня чрезвычайно. Впоследствии я созвонился с ним и получил инструкции, когда, куда и как.

Та самая стела на 202 мкр, где собирались перед игрой

Наступил день, когда надо было идти на место сбора. Чтобы не сильно волноваться, позвал с собой за компанию друга. И вот мы подходим к стеле на 202-м, где перед игрой собирались все толкиенисты. Это была очень разношерстная, но веселая толпа. Они много разговаривали и шутили друг с другом, что уже обнадеживало. Потом мы пошли в сторону Зеленого луга, где, как оказалось, будет проходить долгожданное для многих мероприятие – турнир на звание лучшего воина!

Когда пришли на место, то увидели место проведения турнира – очищенный и частично огороженный круг. И под эпичные представления участников боев герольдом начались не менее эпичные поединки. Турнир длился, наверное, два или три часа, но спустя года в памяти остался только финальный бой. Возможно, потому что он был самый захватывающий! Первого участника герольд объявил, как легендарного воина клана эльфов – Элрика, а второго – как мечника стоящего целого отряда Драгомира из клана орков. Элриком оказался высокий парень саха с длинными черными волосами, одетый в кожаный доспех с зеленым плащом и двумя одноручными мечами. Острые черты лица только добавляли ему сходство с эльфом. Держался как истинный воин света – прямо и благородно. В противоположность ему, Драгомир вышел в бой с кривым ятаганом и сразу принял очень низкую стойку – как хищник перед прыжком. Выглядел он действительно угрожающе, при этом еще рычал, двигался резко и всячески отыгрывал своего персонажа. Я, конечно, же болел за положительного персонажа. В итоге, в напряженной битве победу одержал эльф Элрик. Я был в восторге! Прямо передо мной разыгралась самая настоящая битва добра и зла! Стоит добавить, что когда награждали победителя, упомянули также его скорый отъезд в армию и то, что своей победой он неплохо так отметил прощальную игру. А покидал место турнира Элрик в лучших традициях американских фильмов: за рулем крутого мотоцикла, переодевшись в кожаную рокерскую куртку и нацепив солнечные очки – прямо в закат! Наверное, вы все поняли, что Элрик моментально стал моим кумиром. Возможно, именно в этот момент я окончательно решил, что буду ходить в клуб «Мифрил».

Фотографии с турнира 2005 года, который проходил в спортзале СВФУ. Победителям тогда вручали перочинные ножи с гравировкой. Если присмотреться – можно заметить баннеры с рунами на фоне

 

Что из себя представляла игра?

Первое, что нужно было сделать, как и в любой игре – выбрать персонажа. В игре существовало пять основных кланов – эльфы, орки, люди, гномы и хоббиты.

После недели раздумий я выбрал гнома и псевдоним Магнус. Почему гномы? В первую очередь понравились ребята, которые были в клане. Веселые и простые в общении пацаны, а в бою яростные и гордые воины. К слову, мы все старались, более или менее, придерживаться образа своих рас. В бою никогда не отступали и легко брались за тяжелую работу. Боевой клич гномов помнят все толкиенисты – «Барук Кхазад! Кхазад ай-мену!». А еще мы любили копать ямы и погребы…

Эльфы, в свою очередь, поощряли более глубокое знание сильмариллиона и эльфийского языка. Также у эльфов традиционно было больше всего девушек. И все они сражались наравне с парнями. А орки славились своей по военному жесткой дисциплиной. Главным среди них был крутой мужик с игровым именем Русс. Действующий сотрудник ОМОНа, за плечами которого были командировки в горячие точки. Стоит ли говорить, что они были самой сильной армией, в борьбе с которой, как и в фильме, объединялись все прочие кланы.

Хоббиты были главными весельчаками и раздолбаями клуба. Любители пошутить, покушать и попроказничать. А людей можно соотнести к ордену рыцарей, которые питали слабость к большим щитам в полный рост и клепаным доспехам.

В каждом клане были свои короли и приближенные из числа старожилов. В основном они отвечали за прием и оповещение новых членов клана и другие организационные моменты. На общем совете представителей кланов придумывались основные события в игре, составлялись планы и создавались квесты.

Клуб собирался один или два раза в неделю на игры в выходные. Можно было смело пропускать, никто не следил за посещаемостью. Не было также взносов. Все происходило исключительно на добровольной основе. Взносов на участие тоже не было. Если и собирали деньги, то чисто на необходимые вещи для клана.

Но были и свои требования. Как игроку, тебе надо было сделать себе игровую одежду и оружие. Без соответствия образа – никак. И чем лучше и качественнее сделаешь – тем лучше, в первую очередь, для тебя. Потому что даже если ты будешь щеголять в доспехах из линолеума и размахивать половиной лыжи в виде меча – вряд ли кто осудит. Но если придешь в полном и продуманном образе – другие оценят. Потому что все пришли играть для себя. Главное, не портить игру другим.

Игра представляла собой взаимоотношения между кланами и отдельными персонажами. Как правило, ты сам мог как игрок решить что-то сделать. Например, пойти на разведку, пойти в гости в дружественный клан и так далее. А вот более глобальные решения, как, например, объявление войны – прерогатива исключительно королей и советов кланов. Львиную долю времени мы просто тусовались в кругу друзей-единомышленников.

У каждого клана была своя база. Например, на Зеленом лугу эльфы располагались на живописном месте вдоль ручейка, среди сосен и елей. А вот орки облюбовали себе ржавые останки самого настоящего парома. Позже игры были перенесены на гору Чочур Муран, где каждый клан строил свои базы со стенами и частоколами. Там же мне посчастливилось участвовать в больших игрищах. Они проходили три дня. В это время придумывались свои правила и цели глобального квеста. Это было очень круто. Посередине всех баз была построена целая таверна, где игроков осматривали и определяли магические свойства оружия. Там же можно было придумать себе нового персонажа на время игр со своими способностями. А еще ты получал игровые деньги – мифрилы! Картонные монетки, которые можно было обменивать на продукты и другие товары в той же таверне. Можно было за игровые деньги подкупать или нанимать других персонажей, а еще грабить или торговать. Если ты встречал в нейтральной зоне другого персонажа, и он тебя убивал, то ты обязан был дать ему пару монет и идти в мертвятник (особая территория, куда приходили погибшие игроки и ждали час до воскрешения). Бывало так, что некромант мог прийти в мертвятник и, отыграв ритуал призыва скелета, взять погибших игроков под контроль. В той же таверне можно было брать небольшие побочные квесты за мифрилы.

Точно не вспомню, но, кажется, один из главных квестов в игрищах был такой: победить в конце третьего дня трехглавого дракона, которого можно было победить, только если собрать все магические элементы экипировки рыцаря. Загвоздка состояла в том, что у каждого клана был только один элемент экипировки, а часть и вовсе спрятана. Поэтому в ход шли сражения между кланами, союзы, переговоры и сделки. В игре участвовало около двухсот человек! Большой респект организаторам, потому что работы было проделано немерено. Стоит упомянуть, что такого масштаба игры уже давно проводились в некоторых крупных городах России и самый известный из них – конечно же, «Хоббитские игрища», которые берут свое начало с 1990 года и проводятся до сих пор!

Днем проходили игры, а по ночам – беседы у костра и песни под гитару под открытым небом. Жили мы в палатках и все три дня были полностью погружены в атмосферу фэнтезийного мира. Эх, было время!

Как проходили сражения?

Если продолжать аналогии с игрой, в начале у тебя только один хит поинт (жизнь). Поэтому, в случае сражения, ты погибаешь от одного тычка. Впоследствии, по мере прохождения экзаменов и повышения уровней, хит поинты могут быть увеличены, а также добавляются разные способности. Удары считаются, если они попадают в зоны выше коленей и локтей. В голову бить нельзя.

У каждой расы были свои уникальные боевые единицы. Например, у орков: урук-хаи и даже тролли. Если у новичка гоблина был лишь один хит-поинт, то у тролля было целых восемь! А еще он мог одним ударом снести сразу два хит поинта. Зато он обязан был орудовать только тяжелым двухручным оружием. Опять же троллем могли назначать только крупных взрослых ребят.

Я, в свою очередь, целый год готовился и сдал экзамен на берсерка. Этот класс давал 4 хит-поинта и самое главное – руки и ноги становились нехитовой зоной. Это означало, что меня могли ранить, только если попадали по туловищу.

Экзамен на берсерка состоял из трех этапов:

  • Физические упражнения в виде отжиманий, приседаний и прыжков (точного количества не помню, но точно было немало).
  • Биться на мечах с другим берсерком и победить в двух из трех сражениях.
  • Три минуты продержаться с голыми руками против берсерка с деревянным мечом. При этом надо было сделать минимум три контратаки и ударить ладонью по туловищу.

Третий пункт был самый сложный. Отбивать рукой удары палкой, пусть и не в полную силу – довольно болезненно. А убегать и уворачиваться нельзя.

Во время боя нужно было быть честным, прежде всего, перед собой. Никто за тебя не будет считать, сколько урона ты получил, а сколько осталось. И, конечно, не забывать о правилах безопасности.

 

Доспехи и оружие

Доспехи делались из разных материалов. Начиная от кусочков линолеума, сцепленных веревкой, и заканчивая настоящими стальными латами. Особенным шиком было склепать кольчугу. Запрещались острые края и шипы.

Оружие делалось так, чтобы было безопасно им драться. Лезвия топоров делались из резины, булавы обшивались поролоном. Мечи были деревянные и с округленными краями. Запрещалось все острое и тяжелое. Натяжка у луков должна была быть слабой, а наконечники стрел – в виде мягких шариков.

Удары в бою наносились не в полную силу. Так называемые фиксированные удары. То есть, можно бить быстро и сильно, но перед тем, как попасть по телу, надо было остановить инерцию и ударить в полсилы. Это делалось, в первую очередь, чтобы не допустить травм во время игры. Но, несмотря на все меры предосторожности, травмы изредка случались. Помню момент, когда одного парня увезли на скорой с переломом ребра, ходили легенды о другом парне, которому выбили глаз. А мелкие ссадины и раны – это в порядке вещей. У самого есть несколько шрамов на память, а однокласснику однажды так сильно ударили в щеку, что образовалось сквозное отверстие. Он мог струйку воды пускать прямо из щеки. В пылу битвы, когда с каждой стороны по сорок-пятьдесят человек бьётся, сложно уследить за всем.

Сражения проходили часто и к обоюдному удовольствию всех сторон. После битвы частенько предлагалось повторить. Пробовались разные тактики и всевозможные ухищрения. Все это было крайне увлекательно!

Штурм крепости орков в Чочур Муране

Послесловие

Спустя годы приходит осознание того, что время, когда я ходил в «Мифрил» было его золотым периодом, когда на волне популярности фильма появилось много увлекающихся творчеством Дж.Р.Р.Толкиена. Он стал тем триггером, который позволил жанру фэнтези ворваться в наш суровый мир рэпа и гопоты. Мы даже участвовали в премьерах новых частей «Властелина колец» в качестве аниматоров, разыгрывали постановочный бой с некромантом.

За время посещения клуба у нас появилось много прекрасных друзей, с которыми, даже спустя годы, можно встретиться и душевно посидеть. Потому что клуб историко-мифического моделирования «Мифрил» был не только местом, где можно играть, окунувшись в мир фэнтези, но и познакомиться и пообщаться с большим количеством людей. Мы обсуждали разные темы, делились впечатлениями и часто встречались вне клуба. Некоторые находили здесь свои вторые половинки и создавали семьи. Уверен, некоторым кто ходил в клуб, это помогло социализироваться. Ведь для нас клуб «Мифрил» был отдушиной, уютным местом, куда можно было прийти и встретить близких по духу людей. Многие среди одноклубовцев нашли настоящих друзей на всю жизнь.

Для большинства тех, кто ходил в клуб – это был определенный период жизни, который завершался и начинался новый. Для кого-то это было интересным увлечением, которое сменили другие увлечения. Среди знакомых бывших толкиенистов есть самые разные люди самых разных профессий: бизнесмены, преподаватели, силовики, журналисты, сотрудники МЧС, организаторы мероприятий, бухгалтеры, юристы, артисты и так далее. Так как это было давно, все они уже взрослые люди, а кто-то может даже считаться старым. J У большинства уже семьи с детьми, а может, и внуки. Я очень рад, что у нас был общий период в жизни под названием «Мифрил». Яркий и очень интересный!

Задал несколько вопросов бывшим одноклубовцам:

Александр, преподаватель, игровое имя – Кердан, князь эльфов

– Сейчас существует толкиенистское движение в Якутске?

– Нет, давно затихло, насколько я знаю.

– Я слышал, что были клубы реконструкции, которые появились после закрытия клуба «Мифрил».

– Да, были. Клуб реконструкции «Йотунхейм» ориентированный на сериал «Викинги». Мы одно время пытались организовать историческое фехтование «Якутский острог». Потом еще “Вепрь”. Его пробовал организовать Химлад, один из старейших эльфов клуба «Мифрил».

– Я в ленте у тебя видел, что на постоянной основе посещаешь игры.

– Да, каждое лето практически на крупных играх. Стараюсь в разнообразных участвовать.

– Как в них можно принять участие?

– Выбрать, изучить матчасть, заявку подать, подготовиться. В принципе, ничего сложного.

 

Юлия, работает в сфере закупок

– Как ты начала ходить в «Мифрил»?

– Это был 2003 год) На весь мир прогремели экранизации двух частей «Властелина колец»😍 Тогда я училась в школе и очень любила читать – Толкиен был и остается одним из моих любимых авторов. В школьной библиотеке я познакомилась с ребятами из старших классов, мы подружились. Потом узнали, что в нашем городе есть сообщество «Мифрил», которое собирается воскресеньям в определенном месте и пришли туда)

– Чем тебе нравился клуб?

– Прежде всего, людьми (эльфами, гномами, орками)😆 В том возрасте было здорово почувствовать эту общность, связь, завести новых друзей.

– Расскажи про своего игрового персонажа.

– Мой персонаж, конечно же, Эльф), меня звали Глорэдэль. Это игровое имя мы выбрали вместе с ребятами из школьной библиотеки, прямо из словаря с последних страниц трилогии)

– Ты бы хотела принять участие в «Хоббитских игрищах» сейчас?

– Да, я бы хотела, наверное, однажды посмотреть на «Хоббитские игрища».

– Как увлечение толкиенизмом повлияло на твою жизнь?

– Я уверена, что это увлечение пошло мне на пользу, я много читала, много двигалась, научилась шить, готовить на костре и спать в палатке… И, самое главное, я почти уверена, что могу и сейчас кого-нибудь хорошенько отделать палкой😂🤣 – шутка. Конечно же, это друзья, со многими мы до сих пор поддерживаем связь, а прошло уже 20 лет! С ума сойти, правда?

Егор ДАВЫДОВ ака Магнус

Фото предоставлены автором

 

 

Субкультура
Метки:

Оценка статьи

Интересное