Прошёл месяц после церемонии вручения наград «Оскар» 2023 года, она получилась на редкость агрессивно-адекватной – так сильно хотелось организаторам отдалиться от скандальных факапов прошлых лет и заодно прибавить зрительского внимания, в последнее время демонстрировавшего отрицательный рост.
Конечно, какой «Оскар» без скандалов? Полный игнор чернокожих женщин и таких фильмов с ними, как “Тилл” и “Женщина-король”, второй уже подряд отказ в выступлении президента Украины и читерное продвижение актрисы Андреа Райзборо, о которой рассказать не хватит двух слов… Но, возможно, что это был последний – относительно! – нормальный Оскар, ибо со следующего года приведут в действие новые правила, требующие хотя бы одного “недостаточно представленного” (см. не белый / инвалид / другой сексуальной ориентации) человека в главной роли или 30% “недостаточно представленных” второстепенных и так далее людей, или чтобы сюжет фильма был о “недостаточно представленном” субъекте… Я перечислил лишь такие правила, которые зрители легко заметят, на самом же деле накинуто ещё больше ограничений – начиная от как минимум 30% “недостаточно представленных” рабочих на съёмочной площадке, заканчивая тем, чтобы продакшн-компания обязательно основала какую-нибудь (что-то на американском, не пытайтесь обдумать) стажировку / ученичество для, всё верно, “недостаточно представленных”. Что будет дальше – посмотрим: у каждой идеи есть свои болельщики и противники, надо лишь дождаться результатов.
А сейчас я позволю себе просто сфантазировать себе идеальный «Оскар». Местами, где нужно, порядок в категориях такой: первые три фильма идут с худшего до лучшего, потом идёт обладатель «Оскара», и затем – мой персональный фаворит.
Лучший короткометражный анимационный фильм
Победил – «Мальчик, крот, лис и конь».
Должен был – «Мой год членов».
Четыре номинанта в этой категории из пяти получили одну и ту же оценку в 5 баллов из 10 – удивительная идиллия. Победитель, к сожалению, предсказуемый, так как им занималась студия Bad Robot Джей Джей Абрамса, ответственного за “Остаться в живых” и “Звёздный путь”, для стриминга Apple TV+, который в прошлом году, напомню, взял награду за лучший фильм года с “CODA: Ребёнок глухих родителей”. Озвучивали же мультфильм такие люди, как Идрис Эльба, Гэбриел Бирн и Том Холландер – если коротко, то клюнули на громкое имя (будто опять «Диснею» дали за имя).
“Страус сказал мне, что мир фальшив и, мне кажется, что это так”, – бессмысленный креатив, какая-то странная шутка про “we live in a society” без панчлайна.
“Продавцы льда” – симпатично стилизованная и претенциозная трагедия без слов, отменяющая банальную логику даже сказки или метафоры, что становится аж стыдно.
“Летающий моряк” – просто летит моряк, и вся его жизнь проходит перед глазами. Существует только ради того, чтобы зрители потом погуглили про этот случай и забыли навсегда.
“Мальчик, крот, лис и конь” – чрезмерно заунывная и вредительски поучительная экранизация детского рассказа, истощённая в своём содержании, но держащаяся на исключительной милоте всего и вся + меланхолии.
“Мой год членов” – разбитый на пять частей угарный повседневный coming-of-age в небрежной, но чересчур изобретательной анимации про одну американскую middle-class-девушку-подростка из 90-ых и её попытки потерять девственность. Кстати, название в оригинале двусмысленное – My Year of Dicks можно перевести и как “Мой год мудаков”, что весьма подходит по сюжету.
Лучший короткометражный игровой фильм
Победил – «Прощание по-ирландски».
Должен был – «Ученицы».
“Ивалу” – бессовестное в своей манипулятивности тупое г…, зато красиво, хэ-хэй, хотя красиво снимать много ума иметь не надо – это заслуга природы.
“Ночной трамвай” – встретились два уродца. Посредственность с одной шуткой.
“Красный чемодан” – чтобы получился триллер, пришлось преувеличить поступки и действия, особенно проорался от обмена валюты. Но триллер получился, заставляет нервничать – безысходность, в самом красочном его смысле. Хорошо придумали сделать красный чемодан отдельным персонажем. Единственное, что плохо – отвратительный финальный кадр.
“Прощание по-ирландски” – неубедительная попытка показать душевный, житейский, чуточку абсурдистский юмор. Притом создатели решили, скорее, выехать на теме инвалидности (человек с синдромом Дауна), нежели рассказать историю.
“Ученицы” – даже в самом страшном времени без инакомыслия есть место очаровательному бунту. Улыбался на протяжении всех 30 минут: его shut-out, учитывая имена и студию, сложно понять.
Лучший короткометражный документальный фильм
Победил – «Заклинатели слонов».
Должен был – «Выход».
“Незнакомец у ворот” – хрень удивительной наивности про подобревшего бывшего морпеха (планировавшего устроить теракт в как бы мечети), имеющая наглость учить жизни, ему место для телеканала IDX или TLC.
“Эффект Марты Митчелл” – унылая политическая чепуха, обеляющая не вполне адекватную женщину, почувствовавшую власть в самое удобное для неё время, а именно во время Уотергейтского скандала и последующей отставки Никсона, и впоследствии заслуженно получившую кармический ответ.
“Как измеряется год?” – обычное домашнее видео, не представляющее никакого интереса: растёт ребёнок, и меняются мысли – what a revelation. Чем отличается от одного ютуб-канала, снимающий своих детей с младенчества в таймлапсе (HofmeesterFrans, зацените, если не видели) – не знаю.
“Заклинатели слонов” – приятный пустячок для телеканала Animal Planet: есть и трагедия, и умные животные, и романтика, и цветастая природа.
“Выход” – отбросил все мысли про нацпринадлежность, ничего не знаю про Арбугаевых, и как они пробились, но это – потрясающая документалка с вечным месседжем, что можно смотреть и как игровой фильм. В наличии таланта авторов усомниться сложно. Параллель главного героя с моржами просто уморительная – надеюсь, это они предусматривали. На первой же сцене с ними, когда открывается дверь, моя челюсть просто упала на пол, и пару раз я вслух спрашивал экран: “Да как они это сняли-то?”, что, как мне кажется, весьма высокая похвала для любого режиссёра.
Лучший документальный фильм
Победил – «Навальный».
Должен был – «Вулкан любви».
Не смотрел “Дом из щепок” и не собираюсь. Безусловно политизированной эту награду называть всё же не смогу, хотя было бы очень удобно и легко.
“Всё, что дышит” – невыносимый докуфикшн, лишённый личности и содержания, как реклама (достаточно бессмысленного, если честно) заведения, возможно, заслуживает шанса на существование.
“Вся красота и кровопролитие” – нытьё привилегированных наркошей и несостоявшихся художников. Всё, что касается противостояния лекарственным бизнесменам – более-менее интересно, фотографии Нэн Голдин где-то хорошие по случайной естественности и характеру, но в конце концов остаётся впечатление от фильма, как от трёпа избалованных либеральных мудаков, норовящих учить, заламывая руки случайным прохожим, как им стоит жить свою жизнь.
“Навальный” – всё неоднозначно. Для иностранного зрителя, не знакомого с названным гражданином, этот фильм действительно подойдёт больше, нежели для российского, который и так в курсе, благодаря новостям и видеороликам с обзорами чиновничьего имущества. Но есть одна маленькая проблема – это пропаганда, причём, пропаганда людей, которых не хочется видеть во главе чего-либо. Великолепно смонтированная с темпоритмом, о котором могут мечтать почти что все документалисты, но пропаганда – тем более, пропаганда людей, которые уже ничего не смогут сделать. Ни вам, ни нам, и правда живёт только в тишине.
“Вулкан любви” – идеальный фильм для влюблённых. Тем, кто любит, кто хочет любить – обязательно к просмотру: и как документальное кино с завораживающими кадрами безжалостных сил природы, и как уникальная one-of-a-kind история любви двух вулканологов работает по-тря-са-ю-ще. Войсовер Миранды Джулай непривычный, не зря шутят, что она как будто на протяжении всего фильма вот-вот заплачет.
Лучший звук
Победил – «Топ Ган: Мэверик».
Должен был – «Топ Ган: Мэверик».
Совершенно очевидный победитель – рычит, дребезжит, летит на сверхскоростях, настоящий cinematic experience, который мы все, к сожалению, пропустили и посмотрели только дома в пиратке. Остальные не заслуживают даже упоминаний.
Лучший грим и причёски
Победил – «Кит».
Должен был – «Элвис».
В “Ките” только одного человека гримировали, и да – работа, безусловно, достойнейшая и помогает перфомансу Брендана Фрейзера, все предполагаемые эмоции от стыда до жалости он отрабатывает. И в “Элвисе” проделана также достойнейшая работа, но дело вот в чём – она ещё и колоссальная по объёму и человеко-часам, сложный грим и разные причёски в разных временных отрезках, и при этом надо не пересекать эту почти незримую грань пародийности, держа в уме привычную эксцентричный стиль База Лурмана, неотделимый от него, как кровь. На третьем месте – “Бэтмен” с чудесным Пингвином в исполнении неузнаваемого в гриме Колина Фаррелла, остальные не заслуживают упоминаний.
Лучший саундтрек
Победил – «На Западном фронте без перемен».
Должен был – «Вавилон».
Неожиданный провал, объяснить можно только тем, что в Голливуде не нашлось хотя бы каких-нибудь поклонников “Вавилона”, чтобы гарантированного победителя вдруг прокатили так больно. Джастин Гурвиц должен был брать третью статуэтку. Саундтрек к “Западному фронту” – наверное, один из худших победителей в истории «Оскара», отвлекает от просмотра не хуже реального пердежа. Возможно, достаточно двух ГРОМКИХ въедливых нот на весь саундтрек, который не работает – с кем не бывает.
Лучшая песня
Победил – «RRR: Рядом ревёт революция».
Должен был – «RRR: Рядом ревёт революция».
Нет смысла что-то говорить. Безоговорочный победитель этого года, бойкий зажигательный бэнгер и, по правде говоря, возможно, единственная заслуженная награда, потому что RRR явно выглядит как очередной over-the-top индийский блокбастер, которого на этот раз почему-то нескромно перехвалили: как говорится, in the right place at the right time.
Лучший монтаж
Победил – «Всё везде и сразу».
Должен был – «Элвис».
В монтаже недостаточно монтировать так, чтобы кино не было скучным, недостаточно энергичных джампкатов и необычных переходов. Надо не нарушать последовательность, не превращая просмотр в рутину и не отвлекая зрителя, психологически понимать, что нужно фильму и зрителю одновременно, и “Элвис”, каким бы он ни был ярким и пёстрым – это три часа великолепно смонтированного материала, который мёртвой хваткой берёт зрителя за горло и не отпускает, но победу “Всё везде и сразу” понять можно. Неформат для «Оскара» и престарелых голосователей, большой арт-мейнстрим хит. Первая его половина – это, действительно, фееричное нон-стоп безумие, но фильм ведь осознанно постепенно теряет весь набранный накал. Забавный факт – для Пола Роджерса “Всё везде и сразу” был вторым художественным фильмом, ранее он монтировал только музыкальные клипы, сериалы и документальное кино.
Лучшие костюмы
Победил – «Чёрная Пантера: Ваканда навеки».
Должен был – «Вавилон».
За первую “Чёрную Пантеру” награда за костюмы ушла справедливо, и я был бы рад очередной награде Рут Картер, но дело в том, что и в “Вавилоне”, мало того, что безукоризненная и без типичных исторических клише (да, “Миссис Харрис едет в Париж”, это про тебя!), а действительно подходящая персонажам, даже самым незаметным, одежда. И также подчёркивает их характеры. Костюмерами проделана работа просто колоссальных, необъятных размеров – было создано и сшито более семи тысяч костюмов, и по словам Мэри Зуфрис, “были отсмотрены все фильмы 1920-ых годов, какие есть, и прочтены все книги о моде того времени. Что ни день, то вечный непрекращающийся всплеск креативности”.
Лучшие визуальные эффекты
Победил – «Аватар: Путь воды».
Должен был – «Аватар: Путь воды».
Нет смысла что-то говорить. Последний безоговорочный победитель. Воплощение проработанного мира в долгожданном продолжении “Аватара” действительно запредельного качества. Освещение, кожу и воду в некоторых самых удачных кадрах можно спутать с реальностью, даже если сам фильм почти не смотрибелен и существует для буста и так запредельного эго Джеймса Кэмерона.
Лучший фильм на иностранном языке
Победил – «На Западном фронте без перемен».
Должен был – «Аргентина, 1985».
“Тихоню” смотреть не собираюсь.
“Иа” – насыщенных цветов и видов видеоклип длиной в 80 минут, где осёл вынужденно шатается и впадает в экзистенциальное уныние. Говорят, чтобы выкупить прикол насовсем, типа предфинального камео Изабель Юппер, надо смотреть “На удачу, Бальтазар” Брессона. Пожалуй, нет.
“Близко” – к сожалению, фильм пал жертвой чуждого мне менталитета, поэтому на изначальную несмываемую патоку и, в целом, детские постсуицидальные переживания смотреть было забавно – эти слабые расхлябанные европейцы… Но нельзя не признать, что порой эмоционально бьёт в точку – уж удущающе близко к естественным молчаливым лицам, которым сложно перестать обманывать себя.
“На Западном фронте без перемен” – эффектный снаружи, но мёртвый внутри сборник лучших клише военных фильмов. Проигнорированный всеми большими кинофестивалями, он вдруг стал зрительским хитом. Совершенно неоригинальная, невдохновляющая работа, удачно срифмованная в пульс времени.
“Аргентина, 1985” – диалоги несутся с реактивной скоростью, никаких сложностей восприятия и слэнгов, отличное попсовое кино, несмотря на серьёзную тему. Да и в нынешнее время может помочь каждому уехавшему/скрывающемуся либералу подарить влажные сны. На удивление, совсем не с голливудским финалом, хотя, ну очень хотели прикрыться.
Лучший анимационный фильм
Победил – «Пиноккио Гильермо дель Торо».
Должен был – «Кот в сапогах 2: Последнее желание».
“Марсель, ракушка в ботинках” и “Морской монстр” смотреть не собираюсь.
“Я краснею” – очередной нестандартный с виду мультфильм от «Пиксар» с безумно энергичной анимацией и юмором, но it loses its steam very fast, и уморительными вкраплениями резких меметичных реакций вдруг впадают в допотопные заунывные клише, которые не просто надоели, а физически усыпляют, и капиталистическая машина развлечений опять пытается донести до зрителя, что человек должен быть САМИМ СОБОЙ. Притом всё равно нельзя не отметить серьёзные неопровержимые достоинства – это, кажись, первый мультфильм, который, обращаясь напрямую к девчачьей аудитории, говорит на важную тему, которую невозможно обойти, не говоря уже о том, что вся завязка и название – отдельная аллюзия, несмотря на то, что об этом, повторюсь, напрямую говорят. Из аналогичных примеров могу вспомнить разве что сериал “Ранетки” и их продакт-плейсмент тампонов ob (да, настолько в памяти осело). И эта углублённая детальность анимации, «Пиксар» с каждым разом всё больше превосходит себя прежнего – с ума сойти, как выглядит красная шерсть.
“Пиноккио Гильермо дель Торо” – и к стоп-моушн анимации, и к дель Торычу, и к «Нетфликсу» у меня всегда было непростое отношение, но тут молния трижды ударила в одну точку. Чистейшая озвучка, от песен голова не болит, и финал, где показали изнанку этого “долго и счастливо”.
“Кот в сапогах 2: Последнее желание” – разочаровывающий в последнее время DreamWorks переняли стиль анимации у Альберта Миелго и отнятого у него “Человека-паука: Через вселенные”, и продолжение посредственного спин-оффа про «Кота в сапогах» во вселенной Шрека вдруг становится одним из лучших мультфильмов 21-го века. Ядерные второстепенные персонажи, неожиданно трогательная драма и необходимая для детей поучительность о ценности жизни и смерти – такой вот мультфильм для нового поколения детей.
Лучшая операторская работа
Победил – «На Западном фронте без перемен».
Должен был – «Тар».
Любая победа “Западного фронта” совершенно не оправдана, но и остальные три номинанта также оказались слабоваты против работы Флориана Хоффмайстера в “Таре” – стальной холодный тон, архитектурное чувство пространства, отсутствие киношкольного самохвальства. Ладно, и про остальных тоже пару слов – в “Бардо” Дариус Хонджи косплеит стиль фаната широкоугольной оптики Эммануэля Любецки, который в фильмах Алехандро Гонзалеса Иньярриту косплеил легендарного Сергея Урусевского, в “Элвисе” у Мэнди Уокер попросту невыдающаяся обыкновенная, хоть и приятная работа, а “Империю света” снимал Роджер Дикинс… Порой можно быть номинантом из-за имени.
Лучшая работа художника-постановщика
Победил – «На Западном фронте без перемен».
Должен был – «Элвис».
В последний раз назову “Западный фронт” никаким фильмом, окей? Почему выбрал “Элвиса” как победителя, хотя можно было выбрать “Вавилон”? Всё просто – реконструкция. И реконструкция здесь – всё правильно, повторяйте за мной – и проделана на высшем уровне, и колоссальных размеров, внимание вплоть до игрушек и афиш, есть слабость на реконструкции.
Последние восемь номинаций – восемь самых главных номинаций – будут позже. Нужно время восстановиться.
Айаан МАКАРОВ.
Фото из открытых источников.