Фантазии на тему “Оскара”. Часть 2

Прошло полтора месяца после церемонии вручения наград «Оскар» 2023 года, она получилась на редкость агрессивно-адекватной – так сильно хотелось организаторам отдалиться от скандальных факапов прошлых лет и заодно прибавить зрительского внимания, в последнее время демонстрировавшего отрицательный рост.

Начало 18.04.2023:

https://jour-ykt.ru/2023/04/18/esli-sfantazirovat-idealnyj-oskar/ | jour-ykt

 

Восстанавливаю справедливость – отсмотрел три пропущенных фильма-номинанта, и ни один из них так и не смог изменить на мой выбор победителей.

“Марсель, ракушка в ботинках” (номинант за лучший анимационный фильм), зря выросший из милых, но необязательных короткометражек для YouTube-мокьюментари, еле выдерживающий испытание полным метром. И есть возможное объяснение, почему этот проект вообще состоялся: персонажа Марселя, ракушки в ботинках, придумали Дин Флэйшер-Кэмп и Дженни Слейт, ранее супружеская пара, и в фильме есть мета-намёки на их отношения, и похоже, что Флэйшер-Кэмп так и не оправился от развода, и этим мультом пытался залечить душевные раны. Однако результат играет больше против него.

“Тихоня” (номинант за лучший иностранный фильм) – первый ирландский фильм-номинант на “Оскар”. Трагичная со всех сторон история о невозможной семейной любви, лишена какой-либо манипулятивности и больше сосредоточена на утончённой передаче эмоций и психологическом состоянии героев, натягивая билд-ап так, что, в конце концов, сильнее опустошает зрителя. Чуть ли не самое беспросветно грустное кино среди всех номинантов, потому что живое.

“Дом из щепок” (номинант за лучший документальный фильм) – абстрагируясь от чувствительной темы, это очередная документалка, как реклама заведения, а именно детдома в Лисичанске. Некоторыми постановочными кадрами цепляясь за поверхностную эмпатию и избегающая серьёзных тем, и, простите за такой цинизм, вовремя вышедшая, из-за чего образуется витающий в воздухе непредумышленный трагизм вокруг и без того лишённой радости существования. Стоит отметить, что всех из детдома успели эвакуировать в первые дни СВО, а премьера фильма состоялась ещё в январе 2022 на кинофестивале Sundance. В нынешних реалиях у фильма новая жизнь, и его месседж неумышленно подменили, не высказывая его вслух.

 

Продолжаем, осталось восемь номинаций.

Лучший адаптированный сценарий

Победил – “Говорят женщины”.

Должен был – “Жить”.

После продолжительной гегемонии “Западного фронта” его победа и в этой номинации казалась неизбежной, но вдруг подкралась обязаловка нового времени, и одновременно неожиданно, как и ожидаемо, статуэтку получила ранее хорошая актриса Сара Полли, уже лет четырнадцать как перевоплотившаяся в авторку. И эта победа оказалась ещё более нежеланной: Полли через реальные события выражает своё мнение обо всём и не только – слишком цинично как высказывание и слишком фальшиво даже с ремаркой про “женское воображение” как экранизация, не получается выслушивать. К сожалению, и остальные номинанты не заслуживают особого внимания, вот “Топ Ган: Мэверик” – хороший блокбастер, хороший легаси-сиквел, но не до признания лучшим в году. Или “Стеклянная луковица” – хороший комедийный детектив без детектива и с чёрствой сатирой, будет похуже первой части, и на их фоне выразительная, но тихая персонажная драма про сожаление угасающего и боязнь цветущих о неполноценной жизни оказалась более, кхе-кхе, качественной. Если что, “Жить” – это ремейк фильма Акиры Куросавы “Жить”, который основан на повести Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”. Хочется отметить ещё его хороший саундтрек и приятную картинку.

Лучший сценарий

Победил – “Всё везде и сразу”.

Должен был – “Тар”.

Вот здесь конкуренция жёсткая – трое из пятерых номинантов как никак достойны победы. Ностальгичный “Фабельманы”, экзистенциальный “Банши Инишерина”, с виду хладнокровный “Тар”, но и хаотичный “Всё везде и сразу” и сатирический “Треугольник печали” также есть за что похвалить. И хоть победителем вышел как раз хаотичный “Всё везде и сразу”, чётко разбитый на две половины с разным настроением, в моём сердечке победитель – “Тар”. Невероятная деконструкция выстроенного эмоциональным щитом мира антигероя, уместно играющая с таймлайном повествования, и вся история – словно симфония, нарастая и угасая, выступает будто байопиком, хотя Лидии Тар в реальности не существует. В начале сыпят столько терминов и имён, что обманываться будем рады, и конец может стать началом нового пути. Эта невероятно продуманная работа Тодда Филда заслуживает большей похвалы.

Лучшая женская роль второго плана

Победила – Джейми Ли Кёртис.

Должна была – Керри Кондон.

Проспойлерю сразу: в этом году все лицедеи получили не за нынешнее, а за прошлое, и женщины получили награду за уже имеющуюся репутацию, за свою долгую карьеру. Родители Джейми Ли Кёртис – актёр Тони Кёртис, которого вы можете помнить по “В джазе только девушки” и актриса Джанет Ли из “Психо” Хичкока. Карьера Джейми началась ещё с середины 70-ых, она стала одной из первых scream queen и до сих пор держится бодрячком, несмотря на периодические перерывы. Её роль в “Всё везде и сразу” комедийная, как часть ансамбля, но за этим ничего нет, кроме признания её присутствия. Единственной серьёзной соперницей Ли Кёртис в номинации была лишь Анджела Бассетт за роль в продолжении “Чёрной Пантеры”. Что-что, но супергеройское кино академики признавать явно не собираются, и в ближайшее время оттепели можно тоже не ждать… Да и “Золотой глобус” у неё есть, и событийности в карьере недостаточно. Кто действительно заслужила победы – тут с болью в сердце скажу, что это Керри Кондон в роли Шиобан, возможно единственного ранимого человека в отдалённой деревне, осознавшего опасность одиночества, раннер-ап – Хонг Чау в “Ките”. Эмоциональная роль, слёзы, боль, отчаяние, как по учебникам.

Лучшая мужская роль второго плана

Победил – Ке Хюи Куан.

Должен был – Джадд Хёрш.

А мужчины получили награду за возвращение, грубо говоря, за мученичество. Ке Хюи Кван после пары ролей в больших фильмах 80-ых (невероятно популярный в США “Балбесы” и не нуждающийся в представлении “Индиана Джонс и храм судьбы”) затаился, всерьез взявшись за образование, и после успеха “Безумно богатых азиатов” (и там была Мишель Йео!) решил попробовать вернуться – благо, ещё остались связи в Голливуде. И первой же ролью сорвал куш… Это, прежде всего, мило – будущего нет, поэтому мой голос я с лёгкостью отдаю 88-летнему Джадду Хёршу и его пяти минутам славы в “Фабельманах”. Не только он ворует фильм со своим камео, ещё Дэвид Линч в роли режиссёра Джона Форда, дающему совет юному Спилбергу тоже прекрасно ворует фильм. И Хёрш здесь тоже нужен, чтобы дать главному герою понять своё будущее, которое не будет лёгким, но ради которого стоит добиваться, и ведь как он это делает! Немножко безумный дед на приколе. Остальные три номинанта нормальные – Глисон и Кеоган в своих типичных образах, которыми, как обычно, хорошо управляют, а за Брайана Тайри Генри просто радостно, не более.

Лучший режиссёр

Победили – Дэн Кван и Дэниел Шайнерт.

Должен был – Тодд Филд.

Лихие экшен-сцены, перемещения во времени и игры с визуалом наделить эмоциональным контекстом в получившемся клиповом безумии, не перебарщивая, но и не отставая – безусловно, невероятная творческая удача молодого режиссёрского дуэта, до этого снимавшего клипы, а потом пердящий труп Дэниела Рэдклиффа в “Человек-швейцарский нож” и смерть от полового акта с лошадью в “Смерти Дика Лонга”. Типа, дорогу – молодым, окей, но не рановато ли?… Не составят ли компанию сбитым лётчикам, вроде Майкла Чимино, Мишеля Хазанавичуса или Тома Хупера? И позвольте мне опять встать в защиту “Тар” – режиссёрская работа Тодда Филда и его сценарий – это единый нерушимый организм. Каждая сцена к месту, каждый диалог, заигрывания с жанрами (да, есть и частичка хоррора!), и без лишнего разжёвывания, почему и как, предпочитая передавать критические моменты не напрямую… Ну, и этот выбор песни в финальных титрах – роскошный троллинг. Короче, прекрасно. Спилберг, Макдона и Эстлунд тоже молодцы, но вы это и без меня знаете.

Лучшая женская роль

Победила – Мишель Йео.

Должна была – Кейт Бланшетт.

Стоит ли рассказывать, какая карьера у Мишель Йео? Неугасающая актриса и продолжает быть экшен-звездой, и не замечена в скандалах, и переписанная для неё роль Джеки Чана (к сожалению, он ни за что бы не согласился из-за крепких связей с китайским правительством и отвергнутой дочерью-лесбиянкой, из-за которой не кстати рифмуется один из основных сюжетных конфликтов фильма) только пошла ей на пользу. Лишь только за то, что согласилась сняться здесь, уже достойна памятника. И… у Кейт Бланшетт в “Тар” – исторический перфоманс, достойный изучения. Извините. Она творит нереальное. Вершина её карьеры, дальше некуда. Она, блин, немецкий учила, училась дирижировать оркестром, училась, как играть на пианино – отдача на все 146%! Она играет одного человека на основе других, просто комбо-пенетрейшн.

Раннер-ап – Андреа Райзборо в “Ради Лесли”. История номинирования не очень красивая – кино прошло незамеченным, и студия даже думать не думала продвигать это как-либо, но режиссёр и его жена решили взять дело в свои руки, обзвонили-написали всем своим знакомым знаменитостям с просьбой посмотреть фильм, и если он им понравится, то надо рассказывать уже своим знакомым, какой это хороший фильм, и почему Райзборо достойна номинации. Также они наняли публицистов, чтобы уж точно не ошибиться. Например, Кейт Уинслет организовала для своих знакомых показ в кинотеатре и Q&A после просмотра, что удивительно для такого маленького фильма – и за считанные дни “Ради Лесли” из неизвестной инди-драмы превратился в номинанта на “Оскар”. Руководители Академии расследовали этот случай, вынесли слабое предупреждение, но в итоге решили простить их и оставили номинацию действительной. Предыстория немного омрачила общее впечатление от фильма, потому что это хорошее кино, крепко написано и добротно сыграно. Вообще, Райзборо – сама по себе такая театральная актриса, привлекает внимание сразу. Мишель Уильямс в “Фабельманах” кривляется и хочет придать своей героине неопределённую эксцентрику: вроде не так плохо, но как-то перегибает, хотя если Спилберг так видит свою мать, то почему бы и нет? А у Аны де Армас в “Блондинке” – классический пустой оскар-бейт со слёзами, страданиями и обнажёнкой, почти три часа болезненного ада, из-за чего чувства притупляются сильнее, чего авторы не замышляли точно.

Лучшая мужская роль

Победил – Брендан Фрейзер.

Должен был – Остин Батлер.

Дела у Брендана Фрейзера в целом шли не особо хорошо – большая часть фильмов кассово провальные, кроме “Мумий”; ужасный случай сексуального домогательства во время одной из церемоний “Золотого глобуса”. Многие предпочитали видеть его как комедийного актёра. После 2008 года всё стало ещё хуже – развод с женой, многочисленные серьёзные травмы после съёмок в третьей “Мумии” и последующие операции, после которых держать прежнюю форму уже было невозможно, “Месть пушистых” и смерть родных. Но актер продолжал стараться не сдаваться и не раздувать всё до страдальческих one-man-show спектаклей и скандалов, и заслужил всеобщую любовь своей неподдельной искренностью. А ведь поначалу в интернете его даже дразнили за просвечивающую депрессивность, и это редкий случай, когда абсолютно все поняли, что были не правы, поэтому за решение Даррена Аронофски вновь провернуть трюк с воскрешением карьеры, как было с Микки Рурком в “Рестлере” можно только похвалить… Но, чёрт возьми, “Кит” – это и есть страдальческий one-man-show спектакль, в отличии от “Рестлера”, который был близок к настоящему Рурку, и тут, конечно, случилось обратное. Если Рурк отверг ренессанс своей карьеры, ментально так и не смог принять его, то Фрейзеру это пошло только на пользу, и его социальный кредит только и ползёт вверх, хотя роль не настолько близка ему. Окей, это случилось, и я не против – красивый камбэк, достойный другой экранизации… Но, блин, Остин Батлер в роли Элвиса… он просто уничтожает, уничтожает всю фальшь! Он принял облик Элвиса, да так принял, что до сих пор, в 2023-м пытается избавиться от его образа. Как говорится, never go full retard, а он пошёл – и это вдруг хорошо.

И соперники в этой номинации тоже прекрасны, ну что ж поделаешь: грустные брови Колина Фаррелла, предсказуемо хороший, но самый аутсайдер из пятёрки Билл Найи и мой личный раннер-ап – Пол Мескал из “Солнце моё”. Запомните мои слова – растёт большой актёр. Камеры не лгут, посмотрите в его глаза.

 

Лучший фильм

(от худшего к лучшему)

“Говорят женщины”

“Аватар: Путь воды”

“На Западном фронте без перемен”

“Треугольник печали”

“Топ Ган: Мэверик”

“Всё везде и сразу”

“Банши Инишерина”

“Фабельманы”

“Элвис”

“Тар”

 

P.S.: Кстати, забавный факт – наконец-то вручили награду авторке песен Дайан Уоррен спустя 14 номинаций, и то дали почётную награду. В последнее время она пролезала в номинацию за лучшую песню с малоизвестными фильмами (и посредственными песнями, хотя эта проблема обыденная для такой номинации), но в этом году прям с неслыханной наглостью пролезла за практически что несуществующий фильм “Теперь вместе”, который сшит из разных социальных и не только короткометражек с женщинами в ролях. Надеюсь, её больше уже не увидим.

Айаан МАКАРОВ.

Фото из открытых источников.

Кино
Метки:

Оценка статьи

Интересное