Что дает ребенку знание родного языка?

Специально ко Дню родного языка и письменности в РС(Я) группа энтузиастов во главе с Сандаарой Кулаковской создала электронную книгу для родителей, с текстом которой мы хотим вас сегодня познакомить.

 

Дорогие родители, эта электронная книга предназначена, прежде всего, для вас. Мы не сомневаемся, что, познакомившись с ней, вы примете правильное решение. То решение, которое непременно повлияет на уровень счастья в жизни вашего ребёнка, заложит фундамент для гармоничного развития маленького человека. Здесь мы ответим на вопрос: «Что даёт ребёнку знание родного языка?»

Что за народ саха (якуты)?

            Учёные предполагают, что народ саха образовался на территории современной Якутии примерно в X-XVI веках в результате объединения народов, населявших эти территории: местных тунгусо-маньчжурских языковых племён и переселившихся тюркоязычных и монголоязычных племён, благодаря чему у народа сложилась богатая и разнообразная культура.

Исторически народ называл себя «саха», но с XVII века с приходом русских землепроходцев появляется название «якуты».

Саха – уникальный народ, проживающий на территории более 3103,2 тыс. км² (это равнозначно 5,5 Франциям) в экстремальных климатических условиях, где перепад температур составляет более 100 градусов.

Мы прямые потомки героев – наши предки выжили в самых суровых условиях (зимой температура воздуха могла опуститься до -72 градусов по Цельсию), где не было электричества, газа, медицины. Зима могла длиться 9 месяцев, а земля в самый жаркий летний день успевает оттаивать только на 2 метра (практически вся территория Якутии расположена на вечной мерзлоте).

Народ саха имеет своё верование (не религию), основанное на почитании природы. Несмотря на массовую христианизацию населения, в большинстве своём население придерживается исконного верования.

Саха имеет особое отношение к жизни, основанное на понимании единства человека с природой. Многие саха очень чутко чувствуют природу, людей, что даёт им возможность легко адаптироваться в любых условиях.

Уникальная культура саха, сохранившаяся и по сей день, является предметом восхищения экспертов мирового уровня. Наш народный эпос олоҥхо был признан объектом нематериального наследия ЮНЕСКО. Летом в Якутию устремляются ценители культуры со всех уголков мира, ведь они могут принять участие и ощутить особенную атмосферу нашего национального праздника встречи лета – Ыһыах.

За пытливый ум, способность к обучению и умение приспосабливаться к любым условиям в первых исторических упоминаниях люди саха был наречены «северными евреями».

Неспроста саха сильны в точных науках (математике, физике, информатике): особый склад ума и форма мышления, формируемые языком саха, помогают решать самые сложные и запутанные задачи.

У представителей нашего народа также очень хорошо развита креативность (творческое мышление) и воображение. Ведь испокон веков наши предки, сидя в темноте, в маленьком, сыром и холодном балаҕане, слушали из уст сказителя олоҥхо истории о невероятных приключениях богатырей света, спасающих срединный мир от нашествия нечистых сил. Это развило в нас уникальное умение мыслить образами.

Особенности языка саха

            Язык саха – древний, имеющий тюркскую основу, а также элементы из языков народов севера и монгольского – очень долго был языком межэтнического общения (например, как английский язык сейчас).

Из всей тюркской языковой группы язык саха является одним из сохранившихся в первозданном виде, что обусловлено отдалённостью нашего проживания, оторванностью от других народов (например, турецкий и другие языки народов Средней Азии имеют большое количество слов из арабского языка).

Учёный Отто Бётлингк полагал, что язык саха первым отделился от общего предка всех тюркских языков – пратюркского языка. В самом деле, лингвисты считают, что наш язык ближе к древним мёртвым языкам орхоно-енисейских письменных памятников VI–VIII вв., чем к современным живым тюркским языкам.

Алфавит языка саха основан на кириллице, однако это было не всегда так. С 1917 года официально использовался алфавит на латинице, разработанный лингвистом С.А.Новгородовым. С 1940 года перешли на кириллицу. Современный алфавит языка саха насчитывает 40 букв, из них 33 – это буквы русского алфавита, а остальные 7 букв введены дополнительно для обозначения специфических якутских звуков.

Многие носители якутского языка отмечают особое преимущество фонетики языка саха – большинство якутских звуков похожи на звуки других языков, поэтому саха легче выучить произношение современных иностранных языков. Например, звук ҥ есть в английском sing ‘петь’, китайском   meng ‘мечта, сон’, немецком danke ‘спасибо’; ө – в английском bird ‘птица’, немецком böse ‘злой’, французском jeune ‘молодой’; ҕ – во французском rose ‘роза’; ү – на французском tu ‘ты’, немецком über ‘над’ и это только несколько примеров.

В языке саха нет обращения на «Вы», поэтому считается, что народ саха искренен, дружелюбен и относится к своему собеседнику, как равному.

 

Сколько человек говорит на языке саха?

            Согласно Атласу исчезающих языков ЮНЕСКО, язык саха отнесён к «уязвимым языкам», однако Всероссийская перепись населения 2020 года демонстрирует тревожные результаты: если по итогам переписи 2010 года носителями языка саха считались около 450 000 человек, то в 2020 году из 478 409 якутов родным языком владели только 377 722 человек.

 

Где используется язык саха?

           Язык саха наряду с русским языком является государственным языком Республики Саха (Якутия), поэтому делопроизводство, законотворчество и судебный процесс ведутся в Якутии на обоих языках.

Издание книг, журналов и газет, республиканское и местное телевидение, радиовещание ведутся на саха и русском языках, в национальных районах – на местных официальных языках.

Якутяне общаются на родном языке в повседневной жизни, в магазинах и учреждениях обслуживание ведётся и на языке саха.

В детских садах имеются группы на якутском языке.

В школах имеются классы:

– с обучением на родном языке;

– классы с обучением языка саха как предмета.

В вузах и ссузах имеются направления подготовки на якутском языке, проводятся различные мероприятия, научные конференции на родном языке.

 

13 причин, почему ребёнку нужно учить родной язык

  1. Иметь связь с предками и ощущать силу рода

В жизни каждого бывают трудные времена. В такие моменты человеку важно осознать, что он не один, что семья и близкие всегда поддержат. Человеку, владеющему родным языком, легче установить связь со своими родом, предками и ощутить крепкую опору, которая будет помогать преодолевать любые невзгоды.

2. Ощущать себя частью сообщества

Человеку по его природе важно ощущать себя частью большого, осознавать себя частью «мы». Это является одной из составляющих счастья. Можно быть частью компании, друзей, футбольной команды, а можно ощущать причастность к целому народу и его многовековой истории. Это даёт одновременно чувства гордости, внутреннего достоинства и ответственности, которые не дадут человеку пасть духом, сдаться перед трудностями. Невладеющие же родным языком часто отмечают, что чувствуют себя чужими среди своих.

3. Понять, кто ты есть

Всю жизнь человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Это важно. «Кто я и откуда?» – извечный вопрос, который задаёт себе каждый. Мы состоим не только из истории своей личной жизни и опыта, значимая часть нас – это история нашего народа, которая воспринимается качественнее, глубже именно на родном языке. Не имея связи со своим народом, культурой и языком, часто люди находятся в постоянном духовном поиске, безрезультатно пытаются приобщиться к совершенно чужим традициям и культурам.

4. Обладать мудростью целого народа

Язык – носитель культурного кода народа. Представьте англичанина, который не умеет говорить на английском, представьте русского, не имеющего возможность прочитать Пушкина в оригинале. Они могут любить свой народ, гордиться им, но чувствуют ли они свой народ? Владеющий родным языком живёт не только личным опытом или опытом близких людей, он открывает для себя многовековую мудрость своего народа. А она зашифрована и передаётся только через язык. Тот народ, который дошёл до современности, живуч и знает многое, что пригодится в жизни каждого его представителя.

5. Развивать свой мозг

Многочисленными научными исследованиями доказано, что дети, изучавшие несколько языков одновременно (билингвы или полилингвы), имеют более «пластичный мозг», нейронные связи в нём богаче. В будущем таким людям будет легче обучаться. В старости же они могут избежать деменции и болезни Альцгеймера. Учёные также выявили, что дети-билингвы имеют повышенную концентрацию и когнитивные способности, хороши в выполнении нескольких задач одновременно (мультитаскинг), так как умеют быстро переключаться из одного языка в другой.

6. Акцент как изюминка в образе

Многие отказываются учить детей родному языку, потому что язык этот не популярный (в социолингвистике есть понятие “престиж языка”), на нём говорит мало людей. Поэтому они приобщают детей к доминирующим культуре и языку, это кажется им выгодным, дальновидным. Ещё они не хотят, чтобы дети «говорили с акцентом». Но многие образованные и культурные люди по всему миру научились ценить акцент (в вузах даже обучают не просто английский, но и английским с индийским, итальянским, китайским, французским, южноазиатским и другими акцентами). Ведь акцент – это признак того, что человек владеет ещё одним языком, сверх того, на котором он сейчас говорит. Акцент – признак преимущества, изюминка в образе. Многие известные личности специально сохраняют свой акцент, подчёркивая тем самым принадлежность к своему народу.

7. Иметь конкурентное преимущество

Мы – жители планеты Земля, на которой проживает более 7 миллиардов людей. И все эти люди хотят найти своё место под солнцем. С ростом автоматизации будет расти и безработица, будет расти конкуренция. И в этой конкурентной борьбе победят те, кто имеют больше навыков, знают больше языков, приобщены к разным культурам и, прежде всего, к своей.

8. Привлекать интерес людей

Человеку всегда нужен человек. И в этом случае всегда интереснее иметь дело с многогранной и глубокой личностью. Когда ты разговариваешь с тем, кто знает родной язык, ты общаешься не только с индивидуумом, но и с частицей целого народа, это вдвойне интереснее. Именно поэтому многие всегда интересуются, откуда мы родом, держим ли связь с ней, насколько она качественна.

9. Источник вдохновения

В будущем, в век автоматизации, будет высоко цениться творческий подход (в любых сферах – программирование, дизайн или юриспруденция). Для того, чтобы «креативить», важно вдохновение. Многие творческие люди признаются, что черпают его именно в богатой и древней культуре своего народа. А культура лингвоцентрична, то есть в её основе всегда лежит язык. Лишь тот, кто владеет языком, может вникать в культуру глубоко.

10. Умение думать на нескольких языках

Известный лингвист, полиглот Дмитрий Петров, знающий более 60 языков, говорит, что изучение языка неразрывно связано с менталитетом и историей народа. Действительно, каждый язык отражает менталитет и исторический путь народа, который говорит на нём. Поэтому жизненные ситуации разного характера могут быть легко и творчески решены путём изменения «языка мышления».

 11. Ментальное здоровье

Сейчас ведутся исследования, которые изучают влияние родного языка на ментальное здоровье человека. Так, учёные пишут, что в самые трудные жизненные моменты, в минуты отчаяния слова поддержки, одобрения или советы, сказанные именно на родном языке, способны окрылить человека, дать ему точку опоры.

 12. Быть уникальным

С глобализацией и распространением доминирующих языков (английский, испанский, китайский, русский) будут все больше цениться владение уникальными языками.

13. Красота языка

Наш язык удивительно красив и певуч. Представители других народов часто замечают уникальную «музыку языка», «мелодию речи» и неповторимую энергетику слов и звуков языка саха.

 

Почему важно учить язык именно с детства?

           Язык саха – непростой язык. Многие отмечают, что освоить его, будучи взрослым, нелегко, тем более носителей языка и качественной среды общения становится всё меньше и меньше. Поэтому очень важно учить язык саха с самого детства – тогда, когда мозг человека более пластичен и восприимчив.

Учёные провели множество исследований, сравнивая когнитивные способности детей-билингвов и детей-монолингвов. Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) детей, выросших в билингвальной среде, выявила большую активность в сетях префронтальной коры, которая отвечает за многие важные когнитивные способности – концентрацию внимания, расстановку приоритетов, планирование, самоконтроль, суждение, рабочую память (сохранение и обработку информации), анализ, быстрое принятие решений.

Представления родителей о том, что мозг малыша путается и нагружается двумя языками, во многом ошибочны. Не успев сформировать максимальное количество нейронных связей, дети упускают уникальную и мощную возможность улучшить высшие познавательные способности своего мозга.

 

МифНаучный факт
Если ребёнок не обладает достаточным интеллектом, он не сможет освоить два языка.Мозг ребёнка запрограммирован на освоение нескольких языков.
Если ребёнок будет учить более чем один язык, он обязательно начнёт путаться.Путать языки на начальной стадии их изучения совершенно естественно.
Двуязычность является причиной речевого отставания.Нет научных подтверждений того, что двуязычность может оказаться причиной языкового отставания.
Родители должны бегло говорить более чем на одном языке, чтобы вырастить двуязычного ребёнка.Говорящие только на одном языке родители в состоянии вырастить двуязычного ребёнка.
Дети усваивают язык пассивно (сами по себе, без практики).Чтобы начать свободно общаться на языке, необходима стимулирующая окружающая среда.

 

Общие рекомендации для родителей по воспитанию двуязычного ребёнка

  1. Регулировать и контролировать продолжительность общения на обоих языках (если ребёнок обучается в классе с русским языком обучения, то дома разговаривать лучше только на родном языке).
  2. Для эффективного перехода с одного языка на другой (без смешения языков) использовать принцип «один язык – одна ситуация», когда в одной ситуации (например, общение с родными на родном языке) все разговаривают на одном, а в другой (например, в игровом центре) общаться с ребёнком на другом языке.
  3. Если заметили в речи ребёнка смешение языков, то старайтесь сразу исправлять. Только не перебивая, дослушав до конца, спокойно сказать правильный вариант. После чего ребёнок должен за вами повторить все эти слова.
  4. Строго следить за сохранением ситуативного перехода с одного языка на другой (ситуация игры, ситуация обучения, ситуация кружка и т.д.).

 

Как учить и развивать язык?

             Если после прочитанного вы решили прививать ребёнку любовь к родному языку, то у вас непременно возник вопрос: а что нужно для этого делать?

Мы ответим: есть всего лишь одно условие – желание родителя, а всё остальное – способы, о которых мы расскажем ниже.

 

Способы изучения родного языка

  1. Дома

Семья – это языковое гнездо. Тот язык, на котором говорят в семье, является родным языком. Очень важно, чтобы родители общались не только с детьми, но и друг с другом на родном языке.

Исследования последних лет показали, что в среднем современный родитель общается со своим ребёнком всего 30 минут. Поэтому очень важно заострить внимание на увеличении времени качественного общения в семье на родном языке. Например, установить свою семейную языковую политику с правилами, традициями и мероприятиями.

  1. Интернет

В современном мире невозможно полностью оградить ребёнка от цифрового контента, но в наших силах отсрочить знакомство ребёнка с ним. Многие учёные советуют не давать детям гаджеты до 3 лет. Поскольку это влияет на развитие речевых и других жизненно важных навыков. Но если всё-таки цифровое пространство интересно вашему ребёнку, предлагаем превратить это в полезное занятие. Например:

– мы можем ребёнку сделать плейлист контента на родном языке (мультики, видео);

– можем сами с ребёнком снимать контент на родном языке (детские каналы, переводы мультфильмов и др.);

– после каждого просмотра мультфильма/фильма, видео блогеров необходимо обсудить на родном языке сюжет, героев, его мнение о просмотренном.

  1. Радио или телевидение

Также важно создавать дома среду, в котором ребёнок с детства будет слышать родную речь в фоновом режиме. Дети легко запоминают новые слова и выражения.

  1. Совместное чтение

Совместное чтение книг на родном языке. Если книга на другом языке, можно читать и делать перевод на родной язык.

  1. Связь со старшим поколением

Очень большую роль в передаче родного языка и культуры играет старшее поколение – бабушки и дедушки. Если попросить их помочь в обучении детей родному языку, они с радостью могут внести ценный вклад в процесс. Например, каждые выходные устраивать «День у бабушки, дедушки», где дети будут полностью вовлечены в семейное языковое гнездо.

      6. Игры на родном языке

Игровые сценарии современных детей часто являются русскоязычными. В противовес этому можно придумать новые игры, во время которых участники игры обязательно говорят на родном языке. Например, игра в магазин, когда продавец и покупатель говорят по-якутски. Так, ребёнок будет ассоциировать эту игру с родным языком, во время игры будет практиковать свою речь. Эту же игру можно следом проиграть на русском, чтобы тренировать у ребёнка переключение с одного языка на другой, чтобы не было смешения языков.

       7. Расширение словарного запаса

Вводить постепенно по одному слову/выражению на родном языке в лексику ребёнка. В жизненных, бытовых ситуациях, во время игры. Например:

– Когда ребёнок только проснулся, спросить: «Хайдах утуйдуҥ? Уугун ханныҥ дуо?» (Как ты спал? Ты выспался?) Если каждый раз задавать этот вопрос в данной ситуации, то ребёнок научится использовать эту фразу, постепенно включает в свой лексикон.

Послесловие

            Дорогие наши читатели, спасибо за то, что уделили прочтению этого материала своё время. Мы верим, что вы решили подарить своим детям их родной язык – древний, богатый, сильный и мудрый. И не забывайте, знание родного языка прививается только через любовь и искренний интерес родителя. Уверены, всё получится, и когда-нибудь ваш ребёнок поблагодарит за такой подарок.

С уважением,

Автор-составитель Сандаара Кулаковская @sandaara_yurist

Рецензент-лингвист Айталина Рахлеева @tlnrkhlva

Консультант-историк Александра Прокопьева @pk_kyyha

Консультант-психолог, педагог Юлия Андросова @yulia.androsova

Консультант в сфере точных наук Дьулустаан Осипов @julustaan_altan

Редактор-корректор – Наталья Игнатьева @edissonovna_nata

Графический дизайнер – Жанна Ижи @janna_iji

 

 

По ссылке ниже вы можете посмотреть видеоролик общественного движения “Саха тыла-400”, в котором известные люди республики отвечают на вопрос “Почему нужно знать родной язык?” (видео на якутском языке): 

https://t.me/sakhatyla400/125

Язык мой - друг мой
Метки:

Оценка статьи

Интересное