Проект инклюзивного движения «Обнимаю сердцем»
Публикуется отрывок
Ну что ж, для начала я хотел бы рассказать вам о том, как я пришел к работе с особенными детьми. Всё началось ещё в 2012 г. в моём родном городе Дербент. Мне было 14, и однажды, прогуливаясь по городу, я решил присесть на скамейку отдохнуть. В этот момент я заметил на заборе незнакомого мне учреждения надпись: Детский дом №2. Мне сразу же пришла мысль: «Что я мог бы сделать для этих детей? Ведь я, как мальчик, растущий без отца, прекрасно понимал, какого детям, у которых нет обоих родителей».
Знакомясь в первые дни с детьми, заметил мальчишку, с которым никто не водился. Мне показалось это странным, ведь в месте, где все одиноки, люди должны быть сплоченными, а быть одиноким даже тут – это было сверхнесправедливо. Я решил с ним познакомиться: тут и выяснилось, что у мальчика аутизм. Конечно же, я понимал, что ребёнок особенный, но не разбирался во всех диагнозах и их разновидностях, поэтому начал смотреть информацию в интернете, что–то находил в библиотеке, мне было важно найти общий язык с ребёнком и лучше понять его особенности.
К моему удивлению, этот мальчик оказался очень талантливым! Через два месяца упорной работы, на концерте, посвящённом Международному женскому дню, мы выступили с тремя номерами. Как сейчас помню, это был Кумыкский танец на 4 пары, где солистом и был тот парнишка; инструментальный номер на барабане и Горский танец на 6 мальчиков. Это было наше первое выступление.
Меня часто спрашивают, в чём же мой секрет успеха и какой у меня метод. На самом деле всё очень просто: нужно любить своё дело, чем бы вы ни занимались, и не просто любить, а болеть своим делом. Нет преград для детских талантов: каждый особенный ребёнок талантлив, а если нет, то можно его развить. И моя задача, в первую очередь, показать, что особенные дети способны на большее, чем мы себе можем представить. Как -то раз я задал вопрос педагогу, работавшему с особенными детьми в одном из детских домов небольшого российского городка: “Почему ты не делаешь так же, как и я?» На что он ответил, что не живёт танцами, и ему это не нужно. «Ведь я не хореограф и не музыкант, я воспитатель, отвечающий за утренники, да и родителям это не нужно. Одень ребёнка в костюм да пусти в пляс под любую музыку, его мама будет довольна, и в ладоши хлопать, а дети тем более ничего не понимают: им, что в Саратове выступать, что в Краснодаре – одно и тоже…», – сказал он. Но я считаю иначе. Я считаю, раз уж ты хореограф, то не работай от утренника к утреннику, а вози на конкурсы, фестивали, в другие города, регионы и даже страны. А если ты художник, то научи детей классно рисовать, отправь на конкурс и не указывай, что рисовал «даунёнок»: на рисунке-то не написано, кто рисовал. Пусть в честной битве победит: пусть третье место, потом будет второе, и отправь на международный конкурс. Если ты учишь их вышивать, то сшей что-нибудь красивое – сумочку, к примеру, договорись с любым даже самым малоизвестным брендом, чтоб они продали это. Если ты трудовик – то сделай классную табуретку, стол и тоже отправь на конкурс, да, такие конкурсы есть. А ещё можешь продать это известным брендам. Ребёнок будет счастлив, и мама не будет чувствовать, что это её крест, а будет счастлива.
Да, все не затанцуют, всех не научишь рисовать или строчить. Но можно задействовать в своём ремесле любого ребёнка. Главное – верить в свои силы, не сомневаться в себе и верить в ребёнка. Я вам просто приведу пример. Помните наш большой реквизит – трактор? Я ведь его придумал для мальчика, который мечтал танцевать. Он так любил зал хореографии, что плакал, когда его забирали. Я думал тогда недели две, как решить эту проблему. Но вот что важно: я думал о нём, я не хотел просто одеть его в черкеску и вывезти на сцену на коляске. Ведь и так все видят, что он в коляске, и у него проблемы с ногами. И тут начинается: ой, бедненький, какой же он счастливый, когда на сцене, давай похлопаем, давай балл за это дадим на конкурсе. НЕТ! НЕТ! И ЕЩЁ РАЗ НЕТ! Нельзя так делать, нужно думать наперёд: будет ли комфортно ему в этом танце? А приятно ему будет, когда все будут смотреть на него со слезами на глазах? Я ведь такое видел на конкурсах… Нельзя его просто выкатить, надо придумать роль! Это важно. И тогда я смастерил трактор. И в танце весны и урожая он чувствует себя по-другому, ведь он играет роль, и зрителям за изображением трактора не видно, что он на коляске. А мальчика без музыкального слуха я ведь научил играть, а второго, который и вовсе не слышал, научил танцевать. Да, может, не идеально, но всё же это лучше, чем просто надеть костюм и толкнуть в круг с фразой «танцуй», а ребёнок будет просто корчиться.
А вот вам ещё идея! Дарю! Возьмите из картона вырежьте формы автомобиля, раскрасьте – и вот вам костюм персонажа из фильма «Трансформеры». Отработайте руками пару движений, пусть выезжает на сцену, в собранном, как машина, виде, а потом под какой-нибудь там бит ребенок-танцор начинает трансформироваться. Куча идей, многое можно реализовать, главное желание, и не думать «а что мне с этого?» Если ты религиозный, то Бог зачтёт, если просто веришь в судьбу, то ты знаешь – хорошее возвращается. Да и вообще, а что тебе будет, если не сделаешь? Тебе ведь не станет лучше в жизни? Или время попусту терять не хочешь?
Знаешь, мой друг, что я тебе скажу? Если ты не горишь своей работой, кем бы ты ни работал – лучше уходи оттуда. Тем более, если работаешь с особенными детьми. В общем, что я хочу вам сказать, живите своим делом, отдавайте душу и верьте – всё невозможное возможно и особенно в искусстве! Ведь искусство не имеет границ!..
Продолжение в сборнике «Дневники. Реальные истории мам и пап особенных детей»
Мухаммед Арзуманов,
г. Махачкала
Редактор Татьяна Левина